Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Почему мы любим кошек и собак?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с правилами ухода за кошками и собаками.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: предметы ухода за кошкой и собакой, рисунки с изображениями кошек и собак, видеосюжеты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— С каким природным явлением мы познакомились на прошлом уроке? (С радугой.)
Как появляется радуга? Какие цвета в ней могут быть? В каком порядке они идут? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
Какое настроение обычно у людей, увидевших радугу?
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о живых существах и условиях, необходимых для их жизни. Говорить мы будем о любимцах, живущих с нами под одной
крышей — о кошках и собаках. Прочитайте тему урока на странице 42. (Почему мы любим кошек и собак?)
Скажите, у кого из вас живут дома животные. Расскажите о них. Заслушиваются ответы 1 -2 человек.
Творческая работа
Класс разбивается на группы. Каждая группа получает образцы средств ухода за животными, предметами, необходимыми домашним животным. Половина групп обсуждает правила содержания в домашних условиях кошек, другая половина — собак. Дети делятся своим собственным опытом, рассматривают рисунки в учебнике. Затем выступают представители от групп, их рассказы дополняются. В ходе выступлений могут быть показаны видеосюжеты о домашних животных, фрагменты выступления цирковых дрессировщиков с собаками и кошками. В результате беседы должны быть выведены чёткие правила ухода за кошками и собаками.
3. Работа по теме урока
— Прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что все члены семьи не возражают против появления в доме животного.
Содержание животного требует определённых затрат: кормление, спальное место, услуги ветеринара — всё это стоит денег.
Если в доме есть другие мелкие животные (рыбки, хомячки), их нужно держать в таких местах, где до них сложно добраться.
У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков. Её можно приподнять, подложив под коробку стопки старых газет или журналов.
Для питания животных нужно три миски: для еды, молока и воды.
Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами. Советы по правильному питанию даёт ветеринар.
Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорные вёдра в доме должны плотно закрываться.
Кошки и собаки любят играть. Во время игр они развиваются и учатся охотиться. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки.
Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет. Собак специально дрессируют. На прогулку собаку выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
— Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычесывать щёткой и расчёской. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используются специальные шампуни.
Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поил и выгуливал.
У кошек и собак могут завестись блохи, глисты, ушные клещи. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару, который назначит курс лечения.
Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.
Взяв в дом животное, помни — это член твоей семьи и его нельзя выгнать на улицу.
Почему же, несмотря на все трудности, связанные с содержанием животных, мы заводим их? Как вы относитесь к своим домашним питомцам?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Вы много знаете о том, как надо ухаживать за животными. Кошкам и собакам, как любым живым существам, необходимы пища, вода, тепло, свет и жильё.
Послушайте стихотворение о бездомной кошке.
Подготовленный ученик читает стихотворение А. Дмитриева «Бездомная кошка».
Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как ваши дела?
— Ничего, понемножку...
— Я слышал, что Вы тяжело заболели...
— Болела.
— Так значит, лежали в постели?
— Лежала на улице много недель
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумала я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным».
— Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной —
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело —
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
— О чём же пела кошка?
В отличие от диких животных кошки и собаки нуждаются в нашей заботе и любви. Помните об этом, когда вы берёте животное в дом.
Через несколько уроков мы снова будем говорить о животных. Понаблюдайте за своими питомцами, можете даже сделать небольшие видеосюжеты. Я предупрежу вас о том, когда они нам понадобятся.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
Учитель нацеливает детей на работу по проекту «Мои домашние питомцы».