Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с цветами и бабочками луга, с правилами поведения в природе.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (слайды с изображением цветов и бабочек луга), таблица «Луг», книги «Зелёные страницы» (авт. А. А. Плешаков) и «Великан на поляне» (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев), атлас-определитель, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— О каких домашних животных мы говорили на прошлом уроке? Почему мы их любим? Как надо ухаживать за кошкой? За собакой?


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал!

Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит.

Если дети затрудняются сразу ответить, то учитель разбирает с ними загадку.

— Мы с вами сегодня окажемся на лугу. Весной он особенно красив. Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


3. Работа по теме урока

Учитель прикрепляет на доску плакат «Луг».

— Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво! Поэтому у многих поэтов и писателей можно найти его описание. Послушайте некоторые из них.

Подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «На лугу».

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Учитель читает тексты.


Одуванчики

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, на зелёных широких лугах всё лето цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе лёгкие летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком.

(По И. Соколову-Микитову)


Цветы лета

Идёшь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, жёлтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса под деревьями уже цветёт иван-да-марья.

А у самой тропинки, по обочинам канав, на зелёных лужайках цветут, кланяются вам знакомые весёлые ромашки.

На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.

(По И. Соколову-Микитову)


— Каким описывали луг поэт и писатель? Какие растения они увидели на лугу? (Колокольчики, одуванчики, иван-да-марью, ромашки.)

Откройте ваши рабочие тетради на странице 30. Найдите растения, о которых мы сейчас сказали. Соедините линиями названия и рисунки. Если вы сомневаетесь, то воспользуйтесь атласом-определителем.

Сравните ромашку и нивяник. Чем похожи эти растения и чем различаются?

На странице 32 тетради изображён луг. К концу урока он должен стать ярким и нарядным. Найдите на нашем лугу цветок, о котором сочинил стихотворение Всеволод Рождественский.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Клевер».

Здесь, у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой — не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт,

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

Где ни глянешь — ульи новые

На лужайке у села,

А над кашками пунцовыми

Тихо кружится пчела.

Косят клевер. Пахнет росами

Нежно, сладко, как в саду.

Свежий воздух над покосами

Весь настроен на меду.

— О каком растении говорилось в стихотворении?

Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчёлы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он даёт питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

Найдите клевер у нас на лугу. Раскрасьте его.

Найдите на странице 30 изображение лютика. Где этот цветок на нашем лугу?

Ярко-жёлтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветёт всё лето. Растёт лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Раскрасьте лютик на нашем лугу.

Послушайте стихотворение А. Толстого.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая

Средь некошеной травы

Головой качая?..

— О каком цветке говорится в стихотворении? Раскрасьте колокольчик на нашем лугу.

Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек. Рассмотрите их изображения на странице 31 тетради. Попробуйте угадать: какую бабочку как называют? Вспомните: иногда название даётся за какие-то свойства или признаки.

Итак, вы решили, что лимонница — это ярко-жёлтая бабочка, голубянка — голубая, а пестрянка — пёстрая.

Проверим ваши предположения. Для этого воспользуемся атласом- определителем.

Дети работают на страницах 134-135, 138-139.

— Раскрасьте бабочек на нашем лугу. Отметьте названия тех бабочек, которых вы видели в природе. Сравните лимонницу и желтушку, адмирала и крапивницу. Чем сходны эти бабочки, чем они различаются?

Пока дети рисуют, учитель может прочитать им рассказ «Голубянка в муравейнике» из книги «Зелёные страницы» (с. 142-143).

— Посмотрите, какой красивый и нарядный у нас получился луг!

Сравните его с изображением луга в учебнике (с. 46). На лужайку пришли дети. Что делают дети на левой лужайке? Что — на правой?

Дети на первой лужайке нарвали цветов, поймали бабочку и бросили упаковки от продуктов. Посмотрите на рисунки на странице 33 рабочей тетради. Что потом произошло с цветами и бабочкой?

Цветы завяли, а бабочка умерла. Даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

Сколько дней мы сможем радоваться цветам в вазе? А сколько дней они бы радовали людей, если бы остались на лугу? Срывая цветы, мы губим не только растение, но ещё вредим и бабочкам. Почему?

Прочитаем то, что нам говорит Мудрая Черепаха (с. 47). Как взаимосвязаны цветы и бабочки?

Как вели себя дети на правой лужайке? Какими будут обе лужайки после ухода детей? Какой вывод мы сделаем? Сравните его с выводом Черепахи.

Если позволяет время, то учитель может прочитать рассказ «Не ловите насекомых для коллекции» из книги «Великан на поляне» (с. 43-44).


4. Рефлексия учебной деятельности

— Почему не надо ловить бабочек и рвать цветы? Рассмотрите рисунок на странице 47. Что делают Муравей и Черепаха? Сочините небольшую историю о том, что случилось.

Заслушиваются 3-4 истории.

— Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]