Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с правилами поведения в лесу.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (слайды животных леса), таблица «Лес», аудиозапись «Голоса птиц» (фрагменты «Соловей», «Синица», «Дятел», «Кукушка»), магнитофон, книга «Великан на поляне» (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев), банки с водой.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Каких бабочек можно встретить на лугу? С какими луговыми цветами вы познакомились на прошлом уроке? Впишите их названия в сетку кроссворда.
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём.
В какой «зелёный дом» мы сегодня отправимся? Правильно, в лес. Но сначала надо узнать: на какой вопрос мы должны там найти ответ. Прочитайте тему урока на странице. (Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)
3. Работа по теме урока
— До нас с вами в весеннем лесу побывали поэты и писатели. Что они там увидели и услышали?
Подготовленный ученик читает стихотворение Радимова.
Ещё подснежник не расцвел,
Ручей бурлит в овраге.
Полно проталин возле сёл,
Снег тоньше стал бумаги.
Ступай, зима, и не ворчи!
Весь воздух полон звону,
И гнёзда мастерят грачи,
И каркают вороны.
Учитель читает тексты.
— Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё маленькие ручейки. На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы, и звонко отстукивает о сухое дерево дятел.
Учитель включает грамзапись «Голоса птиц» («Синица», «Дятел»).
Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.
(По Г. Скребицкому)
Учитель включает грамзапись «Голоса птиц» («Кукушка»).
— Появляются бабочки-капустницы. В лесу слышно кукование кукушки. Прилетают ласточки и стрижи.
У грачей, ворон, галок, сорок, воробьев появились птенцы. У белок, лисиц, волков и других зверей — детёныши.
Лес звенит от певчих птиц. Всё живёт полной, радостной, шумной жизнью.
(По Г. Арманд-Ткаченко)
Что и кого увидели и услышали поэт и писатели в весеннем лесу? Что изобразил художник на странице 48? Прочитайте текст.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
— Мы можем услышать тихое журчание ручейка, шелест листьев. Кто ещё будет издавать какие-то звуки?
Как называется птичка, выводящая трели на ветке дерева?
Давайте попробуем изобразить все звуки, которые мы можем услышать в лесу.
Между детьми распределяются роли. Два-три ученика с помощью воды, налитой в банки, будут имитировать журчание ручейка. Несколько человек будут жужжать, как шмель и пчела, несколько человек будут шуршать, как ящерица, остальные — изображать шелест деревьев.
Учитель включает грамзапись с пением соловья, синхронно с ней дети изображают звуки леса.
— Не совсем так, конечно, а более красиво звучит настоящий, лесной концерт.
А теперь представьте себе картину, которую увидел автор нашего учебника в лесу.
Учитель читает рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне» (с. 95-96).
— Приблизительно такая ситуация изображена у вас в учебнике (с. 49). Что же произошло с животными, когда в лес пришли дети? Почему животные разбегаются?
Вся ситуация усложняется ещё тем, что мы с вами — в весеннем лесу. Что происходит весной в семьях животных?
— Грохот магнитофонов и радиоприёмников перекрывают голоса леса, птицы и звери теряют связь друг с другом. Грохот и шум — это сигнал опасности!
Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может не вернуться. Некоторые насекомые — шмели, жуки, пчёлы — просто не могут летать из-за этого и садятся на землю...
Поэтому мы с вами должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу. Какое это правило?
Практическая работа
— Откройте рабочие тетради на странице 34. Рассмотрите рисунок и объясните: от чего спасаются животные?
Муравей Вопросик изобразил правило поведения в лесу в виде запрещающего знака, как в правилах дорожного движения. Какой знак можете придумать вы? Нарисуйте его в квадратике.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Подведём итог нашего урока. Чем мы можем потревожить животных? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Какое правило поведения мы договорились соблюдать? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.