Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с правилами поведения в лесу.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (слайды животных леса), таблица «Лес», аудиозапись «Голоса птиц» (фрагменты «Соловей», «Синица», «Дятел», «Кукушка»), магнитофон, книга «Великан на поляне» (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев), банки с водой.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Каких бабочек можно встретить на лугу? С какими луговыми цветами вы познакомились на прошлом уроке? Впишите их названия в сетку кроссворда.

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?



2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом —

Чудеса увидишь в нём.

В какой «зелёный дом» мы сегодня отправимся? Правильно, в лес. Но сначала надо узнать: на какой вопрос мы должны там найти ответ. Прочитайте тему урока на странице. (Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)


3. Работа по теме урока

— До нас с вами в весеннем лесу побывали поэты и писатели. Что они там увидели и услышали?

Подготовленный ученик читает стихотворение Радимова.

Ещё подснежник не расцвел,

Ручей бурлит в овраге.

Полно проталин возле сёл,

Снег тоньше стал бумаги.

Ступай, зима, и не ворчи!

Весь воздух полон звону,

И гнёзда мастерят грачи,

И каркают вороны.

Учитель читает тексты.

— Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё маленькие ручейки. На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы, и звонко отстукивает о сухое дерево дятел.

Учитель включает грамзапись «Голоса птиц» («Синица», «Дятел»).


Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.

(По Г. Скребицкому)


Учитель включает грамзапись «Голоса птиц» («Кукушка»).

— Появляются бабочки-капустницы. В лесу слышно кукование кукушки. Прилетают ласточки и стрижи.


У грачей, ворон, галок, сорок, воробьев появились птенцы. У белок, лисиц, волков и других зверей — детёныши.

Лес звенит от певчих птиц. Всё живёт полной, радостной, шумной жизнью.

(По Г. Арманд-Ткаченко)


Что и кого увидели и услышали поэт и писатели в весеннем лесу? Что изобразил художник на странице 48? Прочитайте текст.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

— Мы можем услышать тихое журчание ручейка, шелест листьев. Кто ещё будет издавать какие-то звуки?

Как называется птичка, выводящая трели на ветке дерева?

Давайте попробуем изобразить все звуки, которые мы можем услышать в лесу.

Между детьми распределяются роли. Два-три ученика с помощью воды, налитой в банки, будут имитировать журчание ручейка. Несколько человек будут жужжать, как шмель и пчела, несколько человек будут шуршать, как ящерица, остальные — изображать шелест деревьев.

Учитель включает грамзапись с пением соловья, синхронно с ней дети изображают звуки леса.

— Не совсем так, конечно, а более красиво звучит настоящий, лесной концерт.

А теперь представьте себе картину, которую увидел автор нашего учебника в лесу.

Учитель читает рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне» (с. 95-96).

— Приблизительно такая ситуация изображена у вас в учебнике (с. 49). Что же произошло с животными, когда в лес пришли дети? Почему животные разбегаются?

Вся ситуация усложняется ещё тем, что мы с вами — в весеннем лесу. Что происходит весной в семьях животных?

— Грохот магнитофонов и радиоприёмников перекрывают голоса леса, птицы и звери теряют связь друг с другом. Грохот и шум — это сигнал опасности!

Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может не вернуться. Некоторые насекомые — шмели, жуки, пчёлы — просто не могут летать из-за этого и садятся на землю...

Поэтому мы с вами должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу. Какое это правило?


Практическая работа

— Откройте рабочие тетради на странице 34. Рассмотрите рисунок и объясните: от чего спасаются животные?

Муравей Вопросик изобразил правило поведения в лесу в виде запрещающего знака, как в правилах дорожного движения. Какой знак можете придумать вы? Нарисуйте его в квадратике.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Подведём итог нашего урока. Чем мы можем потревожить животных? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Какое правило поведения мы договорились соблюдать? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]