Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Почему их так назвали?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники осознают связь между названиями растений и животных и их особенностями.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями растений, зверей и насекомых), атлас- определитель, книги «Великан на поляне» и «Зелёные страницы».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Где мы с вами были на предыдущем уроке? Какие звуки природы мы слышали? Какое правило поведения мы договорились соблюдать?
2. Мотивация учебной деятельности
— Ребята, у каждого из вас есть имя. Можете вы сказать: почему именно так вас назвали родители?
Мы с вами сегодня будем говорить об именах. Очень часто
растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или ещё что-то. На этом уроке мы узнаем о том, почему именно так названы некоторые насекомые и растения.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите растения, изображённые на странице 50. Прочитайте их названия.
Можете ли вы объяснить: за что некоторые из них получили свои названия?
Если дети затрудняются с ответом, то класс читает текст об этих растениях в атласе-определителе на страницах 63 и 65.
Растение копытень получило название за форму листьев, напоминающую копыта животных. Растение звездчатка получило название за форму своих цветков, напоминающую звёздочки. Как вы правильно догадались, название медуница связано по смыслу со словом мёд.
Медуница — один из первых весенних цветков. На одном стебле у неё сидят цветочки разной окраски: розовые, голубые, синие и фиолетовые.
Если понаблюдать за медуницей, то можно заметить, как в течение нескольких дней у неё меняется окраска цветочков. Цветок, сначала розовый или красный, становится затем синим и, наконец, фиолетовым. Так как цветочки распускаются не одновременно, то на одном стебле можно увидеть разноцветный букетик. Пчёлы летят к медунице только на розовые и красные цветки. Эта окраска как бы предупреждает насекомое о том, что мёд есть. Как только цветок изменит окраску, пчела к нему уже не полетит, так как знает: мёда нет.
Учитель может прочитать детям текст «Дарящая мёд» из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы» (с. 26-27).
— Кто из вас видел и знает растение недотрогу? По внешним признакам трудно определить: за что его так назвали?
Недотрога— высокое растение, которое любит сырые, тенистые места. Недотрогу легко узнать по жёлтым с красными точками цветам. К осени на месте этих цветков появляются плодики, похожие на бутылочки. Такую бутылочку невольно хочется сорвать. Стоит только дотронуться до такой «бутылочки», как раздаётся лёгкий треск и плодик выстреливает. Из него в разные стороны разлетаются семена.
Мудрая Черепаха давала объяснения названиям растений. Если мы правильно соотнесём название растения с его изображением, то узнаем о том, почему такое странное название у растения иван-да-марья.
Прочитаем статью об этом цветке в атласе-определителе.
Учитель или хорошо читающий ребёнок читают текст на странице 63.
— Молодцы! Посмотрите на фотографии растений на странице 51. Объясните происхождение их названий.
Дети сами рассказывают об одуванчике, колокольчике и подорожнике. Учитель сообщает дополнительные сведения о подорожнике.
— Уже само название растения подорожник говорит о том, что оно селится вдоль дорог. Место не самое лучшее, в любой момент кто-нибудь может наступить ногой. Но подорожник не может по-другому. Его маленькие твёрдые семена осенью становятся липкими и на подошвах обуви «переезжают» на новые места. Приклеиваются семена очень прочно, так что могут путешествовать на довольно длительные расстояния. Листья подорожника, приложенные к ранке, унимают боль и помогают заживлению.
Кто из вас знает, как называются эти грибы? Предположите, почему они получили такие названия?
На слайдах: подосиновик, подберёзовик, мухомор, опята.
— Уже само название подберёзовик говорит о том, где надо искать этот гриб. Правда, не под самими деревьями, то есть не у ствола, а чуть подальше. Стройный, подтянутый подберёзовик радует глаз грибника. Правда, живёт он недолго. На шестой день гриб уж полностью созрел, а ещё через день состарился. За сутки подберёзовик может вырасти на 3-5 сантиметров.
Подосиновик, хоть и имеет такое название, растёт не только под осинами. Он может оказаться и под берёзами, и в еловом, и в сосновом лесу. А подосиновиком он прозван, наверное, потому, что в сухое лето, когда в берёзняке или в хвойном лесу ни одного грибка не встретишь, в сырых осинниках всегда найдётся этот красноголовый гриб. Подосиновики тоже быстро растут, но старятся чуть медленнее подберёзовиков. На десятый-одиннадцатый день гриб ещё пригоден в пищу.
Опята — одни из самых вкусных грибов. И одни из самых быстрорастущих. К тому же растут они большими семействами. Можно, не сходя с одного места, набрать целую корзину грибов. Вы можете сказать, что гриб растёт только на трухлявых пнях и поэтому его прозвали опёнком. Это правильно, но следует знать, что не опёнок растёт на трухлявом пне, а пень стал трухлявым из-за того, что на нём поселился опёнок. Если опёнок поселится на здоровом дереве, то и оно станет трухлявым. Вот такой этот гриб!
У нас остался гриб-красавец. Это мухомор. Действительно, раньше настоем отвара этих грибов морили мух. Нужен ли этот гриб природе сейчас, когда существует много средств, с помощью которых можно уморить мух?
Дети высказываются. Учитель читает рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с. 127-128).
— Мы с вами говорили о травах и грибах.
Но и насекомые могут похвастаться тем, что названия им дали за сходство с кем-то.
Рассмотрите рисунки в учебнике. Соотнесите жуков и зверей. Чтобы убедиться в своей правоте, найдём названия жуков в атласе- определителе.
Дети работают на страницах 128-129 атласа. Учитель читает дополнительный текст «Шестиногий олень» из книги «Зелёные страницы» (с. 112-113).
4. Рефлексия учебной деятельности
— Рассмотрите ещё раз изображения растений и насекомых, о которых шла речь на уроке. Почему их так назвали? Приведите примеры ещё каких-либо растений, о происхождении чьих названий вы знаете. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.