Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем мы спим ночью?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники узнают о значении сна для здоровья человека, познакомятся с правилами подготовки ко сну.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: книги «Зелёные страницы» (авт. А. А. Плешаков), «Почему так бывает?» (авт. М. Гумилевская, изд-во «Детская литература». М., 1968); магнитофон, запись песни «Спят усталые игрушки»; видеоаппаратура, видеосюжеты о домашних животных, кинофильм о совах, интерактивная доска, презентация (растения и насекомые с прошлых уроков).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Учитель показывает презентацию, дети называют изображённые растения, насекомых, объясняют происхождение их названий.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель включает запись песни «Спят усталые игрушки».
— Ребята, когда звучит эта музыка? В какое время суток мы готовимся ко сну? Зачем мы ложимся спать?
На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.
3. Работа по теме урока
— Ребята, обратили ли вы внимание на слова песни «Спят усталые игрушки»? Почему усталые?
Устаём ли мы с вами за день? Как вы себя чувствуете вечером? В какое время вы обычно ложитесь спать? Как вы встаете, если легли спать позже, чем обычно?
Вспомните ситуации, когда к вам в дом гости пришли в воскресенье. Во сколько они уходят? Что вы делаете после их ухода? Когда ложитесь спать? Как вы чувствуете себя на следующий день?
Все ваши рассказы и наблюдения говорят о том, что вы замечаете свою усталость за день. Вечером у вас появляется желание отдохнуть, посидеть спокойно. А если вы легли позже, чем обычно, то на следующий день вы тяжело встаёте и хотите спать.
Рассмотрите учеников на рисунках в учебнике. Какой из них хорошо выспался? Почему вы так решили? Сколько часов в день должны спать дети вашего возраста, чтобы организм смог полностью восстановить свои силы?
По наблюдениям учёных вам надо спать 9-10 часов в сутки. Когда вы станете старше, и организм будет более крепким, время на сон немного уменьшится.
У кого из вас есть младшие братья и сестры? Сколько времени спят они?
Грудные дети спят много, и у них особый график, в котором чередуются сон и бодрствование. Дошкольникам 9-10 часов ночного сна мало, поэтому они отдыхают днём.
Конечно, это приблизительные цифры. У всех разные организмы. Кому-то достаточно 8 часов для сна, а кому-то и 10 часов мало. Но любому организму нужен отдых.
Рассмотрите рисунок, на котором мальчик спит. Где он заснул? Что ему снится?
Помните ли вы какие-то свои сны? Что вам снится? Если вам запомнилось что-то особенное, то вы можете дома нарисовать это в рабочей тетради на странице 35.
Рассмотрите нижние рисунки на странице 52. Возьмите в руки карандаши красного, жёлтого и зелёного цветов. Зелёным карандашом мы отметим то, что обязательно надо делать перед сном.
— Жёлтым карандашом мы отметим то, что можно делать.
Обратите внимание на то, что переедать на ночь нельзя. Лучше всего ужинать за 2-3 часа до сна. Если вам захотелось перекусить, то съешьте овощи или фрукты, выпейте стакан сока или кефира.
Чего нельзя делать перед сном? Почему? Отметьте это красным карандашом.
Нельзя играть в активные игры, смотреть фильмы ужасов. Из-за этого ваш организм не сможет полноценно отдохнуть. Вы будете плохо спать, просыпаться, вам могут присниться какие-нибудь страшные вещи из фильмов, которые вы смотрели перед сном.
Все ли люди спят ночью? Посмотрите на рисунки на странице 53. Людей каких профессий мы видим? Почему им нужно работать ночью?
Телефоны 01, 02, 03 могут быть набраны в любое время суток, поэтому врачи, милиционеры и пожарные дежурят по специальному графику круглосуточно. Если человек работает в ночную смену, то он обязательно должен выспаться после работы — днём. Если у кого-то из вас родители работают по сменному графику, то не мешайте им после ночного дежурства: не бегайте около них, не кричите, не включайте громко телевизоры и магнитофоны.
На крупных заводах люди выходят на работу по сменам: 3 смены по 8 часов. Например, на металлургических комбинатах варят сталь. Это процесс длительный, поэтому нельзя взять и просто выключить печи, как кухонную плиту.
Пекарни также работают круглосуточно. Уже в 8 часов утра мы можем прийти в булочную и купить свежий хлеб. Его испекли ночью. А как он попал в магазин?
Значит, многие водители тоже работают ночью. Круглосуточно из аэропортов вылетают самолёты, а с вокзалов уходят поезда дальнего следования. Люди привыкают к своему рабочему графику. Но после работы они обязательно отдыхают.
Рассмотрите фотографии спящих кошки и собаки.
На одном из предыдущих уроков я просила вас понаблюдать за вашими домашними питомцами. Некоторые из вас даже принесли видеонаблюдения. Давайте посмотрим, как спят животные.
Учитель показывает несколько сюжетов.
— Чем спящие кошки, собаки и хомячки отличаются от спящих попугаев? (Попугаи спят сидя, уцепившись лапками за веточки или палочки.)
Какой вывод мы можем сделать об отдыхе животных? (Животным тоже нужен отдых, поэтому они спят.)
Все ли животные спят ночью? Рассмотрите рисунок на странице 35 рабочей тетради и скажите: какие животные ночью не спят? Пронумеруйте рисунки в соответствии с подписями.
Учитель показывает кинофильм «Ночные охотники — совы».
— У совы очень хорошее зрение. А как ориентируются и охотятся ночью летучие мыши? Учёные убедились в том, что эти зверьки плохо видят.
Помните, мы с вами говорили о том, как образуется эхо? Летучие мыши пользуются природным локатором. Они испускают звуки, которые мы с вами услышать не можем. Звуки наталкиваются на препятствия, возвращаются обратно, а мыши улавливают их своими большими ушами. Так что получается, что глаза им не нужны: их заменили уши.
Учитель может прочитать детям рассказ «Поймали эхо» из книги «Зелёные страницы» (с. 204-205).
— Кого ещё вы видите на рисунке? Послушайте стихотворение.
Подготовленный ученик читает стихотворение А. Барто «Фонарик».
Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотришь вечерком —
Он с зелёным огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
— О ком говорится в стихотворении? (О светлячке.)
Что вы знаете об этом насекомом?
Заслушиваются ответы детей.
А хотите вы узнать: почему он светится? Тогда послушайте рассказ Марты Гумилевской «Живой фонарик».
Учитель читает текст.
Как-то раз поздним вечером ребята возвращались домой через густой лес.
И вдруг одна девочка закричала на весь лес:
— Волк! Вон там! В кустах! Волчьи глаза! Зелёные, страшные!
И в самом деле, в кустах светились две зелёные точки. Но... вместо того, чтобы испугаться, другие ребята дружно расхохотались!
— Глупая,— сказал, смеясь, один мальчик,— да ведь это светлячки!
В траве, в кустах — всюду горели чудесные зеленоватые огоньки, да так ярко, что если к ним поднести часы, то можно было бы без труда разглядеть время.
В разных местах, на разных материках светят живые фонарики; встречаются они не так уж редко, их многие могут видеть и в Молдавии, и у нас под Москвой, и в Южной Америке, да мало ли где ещё!
Иногда светлячки подолгу сидят на одном месте, вечер за вечером, только их не нужно трогать, а то они тут же погасят свои огоньки. В июльские тёплые вечера они светятся в траве на обочинах дорог, в кустах...
Секрет их огонька в особом веществе, которое находится в жировых клетках их тельца, куда ведёт множество тонюсеньких трубочек. Через эти трубочки жучок подает в клетки воздух, и, соприкоснувшись с ним, вещество в клетках начинает светиться.
Есть жучки с крыльями — это самцы, у них фонарик горит редко и светит недолго. Зато бескрылые самочки сидят на одном месте, а чтобы крылатые жучки знали, где их подружки, они надолго зажигают свои чудесные фонарики и освещают ими темноту июльских ночей.
— На рисунке вы видите летающих жучков, а на травинке нарисована светящаяся самочка светлячка.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы с вами говорили о том, зачем мы спим ночью. Как вы теперь можете ответить на этот вопрос? Как надо готовиться ко сну? Все ли спят по ночам? Нужно ли спать животным.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.