Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем люди осваивают космос?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники расширят представления о космонавтике; познакомятся с искусственными спутниками Земли и их значением для человека.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Хрестоматия (авт. А. А. Плешаков), фигурки корабля «Восток» и изображения Земли, карточка с текстом для чтения.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— О чём вы узнали на прошлом уроке? Какие бывают самолёты? Расскажите о том, как устроен самолёт.
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадки.
Чудо-птица — алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
(Ракета)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
(Космонавт)
— Как вы думаете — о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Выйдя из самолёта, мы пересаживаемся в ракету. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Зачем люди осваивают космос?»
3. Работа по теме урока
— 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — Юрием Гагариным на борту.
Сегодня на уроке прозвучит много слов, значение которых вам предстоит узнать. Поможет в этом — космическая азбука.
Учитель использует Хрестоматию (с. 150-155).
— Прочитаем о том, что такое ракета-носитель.
Хорошо читающие дети зачитывают определения.
— Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу. 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху— космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограмма и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. На странице 118 вы можете увидеть его изображение.
Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса.
На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю.
Но самое важное событие, конечно, полёт в космос Юрия Гагарина. Вы видите его портрет в учебнике. Гагарин облетел Землю на космическом корабле «Восток». Полёт длился всего 108 минут. В тот же день космонавт возвратился на Землю. Как это было?
Юрий Гагарин занял место в кабине, прозвучала команда «Пуск!»
«Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта.
Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.
Что Гагарин испытал в корабле? Что он увидел в иллюминаторы? Послушайте отрывок из его воспоминаний.
Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость.
Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче. «Земля» спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.
Много ярких звёзд сияли в чёрном космическом пространстве, и среди них светилась нежно-голубым цветом наша шарообразная планета.
Корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.
Учитель с детьми моделируют полёт, обводя фигурку корабля «Восток» вокруг изображения Земли. Зачитываются объяснения слов «невесомость» и «иллюминатор».
— Когда корабль приземлился, произошёл интересный эпизод, о котором потом рассказывал Гагарин.
Хорошо читающий ученик зачитывает текст с карточки.
Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились ко мне. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко- оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели...
— Что удивило и напугало женщину и девочку? Что такое скафандр? Прочитаем об этом.
Зачитывается объяснение слова «скафандр».
— А теперь экипируем космонавта для полётов. Откройте рабочую тетрадь на странице 50. Этого мальчика надо одеть в скафандр.
Дети вырезают детали скафандра из Приложения.
— Рассмотрите изображение корабля «Восток», на котором был совершен первый полёт. На странице 72 рисунок современной космической станции. Такие станции люди стали создавать для продолжительных полётов в космос. Это настоящий «космический дом», который постоянно находится в космосе и где космонавты работают много месяцев. На орбитальных научных станциях космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства. Иногда они покидают станцию и выходят в открытый космос. По космическим снимкам определяют, где есть залежи полезных ископаемых, где горят леса, метеорологи по ним предсказывают погоду.
На рисунке в учебнике изображена российская станция «Мир», которая работала в космосе 15 лет.
Самостоятельная работа
— Как люди живут на таких станциях? Как они передвигаются? Что они едят? Сейчас вам предстоит найти ответы на эти вопросы.
Учащиеся первого варианта читают статью «Невесомость», второго варианта — статью «Столовая» (с. 153-155 в Хрестоматии).
Вопросы ученикам первого варианта.
• Как космонавты передвигаются в корабле?
• Как космонавтов тренируют перед полётом?
Вопросы ученикам второго варианта.
• Почему космонавты не едят из обычной посуды?
• Как выглядят продукты, которые едят космонавты?
Дети работают в группах.
Заслушиваются ответы 2-3 детей первого и второго вариантов.
— Мы уже говорили о том, что сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем они нужны? Рассмотрите нижние рисунки на странице 72 и попробуйте ответить на вопрос.
Дети отвечают, учитель подводит итог.
— Спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдалённые уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи.
Рассмотрите фотографии в задании 1 рабочей тетради. Что на них изображено? Пронумеруйте рисунки. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.
— Прочитайте вопросы на странице 73. Постарайтесь на них ответить самостоятельно.
Для проверки дети читают текст на странице 92.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Можете ли вы ответить на вопрос: зачем люди осваивают космос? Зачем в космос запускают искусственные спутники? Назовите первого космонавта. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.