Зачем люди осваивают космос?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Зачем люди осваивают космос?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представления о космонавтике; познакомятся с искусственными спутниками Земли и их значением для человека.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Хрестоматия (авт. А. А. Плешаков), фигурки корабля «Восток» и изображения Земли, карточка с текстом для чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— О чём вы узнали на прошлом уроке? Какие бывают самолёты? Расскажите о том, как устроен самолёт.

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Чудо-птица — алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

(Ракета)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это?

(Космонавт)

— Как вы думаете — о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Выйдя из самолёта, мы пересаживаемся в ракету. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Зачем люди осваивают космос?»

3. Работа по теме урока

— 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — Юрием Гагариным на борту.

Сегодня на уроке прозвучит много слов, значение которых вам предстоит узнать. Поможет в этом — космическая азбука.

Учитель использует Хрестоматию (с. 150-155).

— Прочитаем о том, что такое ракета-носитель.

Хорошо читающие дети зачитывают определения.

— Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу. 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху— космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограмма и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. На странице 118 вы можете увидеть его изображение.

Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса.

На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю.

Но самое важное событие, конечно, полёт в космос Юрия Гагарина. Вы видите его портрет в учебнике. Гагарин облетел Землю на космическом корабле «Восток». Полёт длился всего 108 минут. В тот же день космонавт возвратился на Землю. Как это было?

Юрий Гагарин занял место в кабине, прозвучала команда «Пуск!»

«Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта.

Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.

Что Гагарин испытал в корабле? Что он увидел в иллюминаторы? Послушайте отрывок из его воспоминаний.

Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость.

Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче. «Земля» спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.

Много ярких звёзд сияли в чёрном космическом пространстве, и среди них светилась нежно-голубым цветом наша шарообразная планета.

Корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.

Учитель с детьми моделируют полёт, обводя фигурку корабля «Восток» вокруг изображения Земли. Зачитываются объяснения слов «невесомость» и «иллюминатор».

— Когда корабль приземлился, произошёл интересный эпизод, о котором потом рассказывал Гагарин.

Хорошо читающий ученик зачитывает текст с карточки.

Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились ко мне. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко- оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели...

— Что удивило и напугало женщину и девочку? Что такое скафандр? Прочитаем об этом.

Зачитывается объяснение слова «скафандр».

— А теперь экипируем космонавта для полётов. Откройте рабочую тетрадь на странице 50. Этого мальчика надо одеть в скафандр.

Дети вырезают детали скафандра из Приложения.

— Рассмотрите изображение корабля «Восток», на котором был совершен первый полёт. На странице 72 рисунок современной космической станции. Такие станции люди стали создавать для продолжительных полётов в космос. Это настоящий «космический дом», который постоянно находится в космосе и где космонавты работают много месяцев. На орбитальных научных станциях космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства. Иногда они покидают станцию и выходят в открытый космос. По космическим снимкам определяют, где есть залежи полезных ископаемых, где горят леса, метеорологи по ним предсказывают погоду.

На рисунке в учебнике изображена российская станция «Мир», которая работала в космосе 15 лет.

Самостоятельная работа

— Как люди живут на таких станциях? Как они передвигаются? Что они едят? Сейчас вам предстоит найти ответы на эти вопросы.

Учащиеся первого варианта читают статью «Невесомость», второго варианта — статью «Столовая» (с. 153-155 в Хрестоматии).

Вопросы ученикам первого варианта.

• Как космонавты передвигаются в корабле?

• Как космонавтов тренируют перед полётом?

Вопросы ученикам второго варианта.

• Почему космонавты не едят из обычной посуды?

• Как выглядят продукты, которые едят космонавты?

Дети работают в группах.

Заслушиваются ответы 2-3 детей первого и второго вариантов.

— Мы уже говорили о том, что сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем они нужны? Рассмотрите нижние рисунки на странице 72 и попробуйте ответить на вопрос.

Дети отвечают, учитель подводит итог.

— Спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдалённые уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи.

Рассмотрите фотографии в задании 1 рабочей тетради. Что на них изображено? Пронумеруйте рисунки. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

— Прочитайте вопросы на странице 73. Постарайтесь на них ответить самостоятельно.

Для проверки дети читают текст на странице 92.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Можете ли вы ответить на вопрос: зачем люди осваивают космос? Зачем в космос запускают искусственные спутники? Назовите первого космонавта. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Для любых предложений по сайту: [email protected]