Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Тема: Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

• учить различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц;

• учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку

Планируемые результаты

Предметные

• различать зимующих и перелётных птиц;

• объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

• приводить примеры зимующих и перелётных птиц

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

• группировать птиц по существенному признаку;

• работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку

Личностные

• проявлять целостный взгляд на мир;

• бережно относиться к ценностям природы

Межпредметные связи: Литературное чтение; изобразительное искусство «Лепка птиц»

Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 16, 17; рабочая тетрадь; электронное приложение; демонстрационная таблица «Перелётные и зимующие птицы»; цветные фишки, атлас-определитель «От Земли до неба»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

П — Сегодня на уроке мы раскроем одну из самых интересных загадок природы. Давным-давно люди стали замечать, что осенью некоторые птицы куда-то пропадают, а весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили в народных приметах. Например, «Увидал скворца, знай — весна у крыльца», «Чайка прилетела — скоро лёд пойдёт», «Журавли прилетели — тепло принесли», «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья».

— Куда же пропадают птицы зимой?

• П Слушают (читают) народные приметы.

• М Высказывают предположения, определяют тему урока

2. Актуализация необходимых знаний

• М Разобраться в загадке исчезновения птиц помогут все знания о птицах, которые у нас есть.

• Предлагает заполнить первую графу таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал».

* Можно предложить выполнить это задание в группах или фронтально, совместно заполняя таблицу на доске.

• М Помогает учащимся определить учебную задачу урока и зафиксировать её в графе «Хочу узнать»

• П Повторяют изученный материал.

• М Участвуют в определении учебной задачи урока, записывают её в таблице

3. Организация познавательной деятельности »

• П Предлагает подумать, каких птиц называют зимующими, а каких — перелётными.

• М Предлагает проверить предположения с помощью учебника.

• Организует самостоятельную работу с учебником (определить зимующих и перелётных птиц).

* Задание можно выполнить индивидуально или в парах.

• П Спрашивает, ответили ли учащиеся на вопрос урока.

• М Организует работу в парах с заданием учебника: определить, где зимуют перелётные птицы.

* Можно использовать материал электронного приложения.

• П Спрашивает, почему некоторые птицы остаются на зиму, а некоторые улетают. Сообщает, что на рисунке в учебнике показана одна из причин этого явления.

• М Организует работу с заданием 1 рабочей тетради.

• П, М Помогает установить взаимосвязь нового знания с изученным ранее (задание 2 рабочей тетради)

• М Анализируют значение слов, на основании этого высказывают предположения.

• М Читают текст в учебнике, отвечают, каких птиц называют зимующими, а каких перелётными.

• П Рассматривают иллюстрации, читают названия птиц, отмечают синими фишками зимующих птиц, красными — перелётных, проверяют правильность выполнения задания с помощью «Страничек для самопроверки», исправляют ошибки.

• П Отмечают, что узнали: зимующие птицы остаются в наших краях, какие птицы являются зимующими, а какие перелётными, но куда улетают перелётные птицы, ещё не узнали. Конкретизируют учебную задачу урока.

• М Работают в парах:

— рассматривают фотографии, высказывают предположения о местах зимовки перелётных птиц;

— проверяют предположения, читая текст учебника на «Страничках для самопроверки»;

— отвечают на вопрос, где зимуют птицы.

• М Извлекают информацию из иллюстрации учебника.

• М Устанавливают соответствие между названиями и изображениями птиц, проверяют в группе правильность выполнения задания с использованием учебника или атласа-определителя. Устанавливают причину, по которой некоторые птицы зимуют дома, а некоторые улетают (питание).

• П Используют знания, полученные на прошлом уроке, для обоснования перелёта птиц в тёплые страны (близость к экватору)

4. Подведение итогов

• П Возвращается к народным приметам, спрашивает, о каких птицах в них говорится, из какой можно узнать о том, куда улетают птицы. Обращает внимание на то, что перелётные птицы возвращаются весной обычно в определённое время, которое люди издавна связывали с различными явлениями природы.

• М Организует работу с таблицей «Знаю — хочу узнать — узнал»: заполнение последней колонки.

• М Организует самооценку достижений с помощью вопросов в учебнике.

• Л Спрашивает, каким птицам помогали зимой

• П Обобщают материал урока с помощью пословиц. Читают вывод Мудрой Черепахи в учебнике.

• М Заполняют третий столбик таблицы (в группах или фронтально), делают вывод о достижении учебной задачи урока.

• М Отвечают на вопросы, оценивают свои успехи с помощью смайликов.

• Л Устанавливают взаимосвязь между новым материалом и ранее изученным, определяют личностный смысл изучения темы

Дополнительный материал: Товпинец И. П. Указ. соч., с. 42, 43, 48, 49.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/ч, а для крупных — около 80 км/ч. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птицы, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70—90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч.

• разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные

Дополнительные творческие задания:



Знаю

Хочу узнать

Узнал








Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения









Для любых предложений по сайту: [email protected]