Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока
Предметные результаты:
• участвовать по мере сил в охране природы;
• иметь представление об экологии;
• знакомиться с экологическим календарём как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
Метапредметные результаты:
• высказывать предположения о том, что такое экология;
• находить в тексте учебника определение экологии как науки;
• рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;
• выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;
• вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;
• в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);
• подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.
Личностные результаты:
• понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;
• воспринимать экологический календарь к важное явление современной культуры.
Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.
Предварительная работа. Изготовьте наклейки для демонстрации на уроке дат экологического календаря на настенном календаре в классе. Для этого сделайте цветную ксерокопию рисунков-значков экологических дней из учебника (с. 50—51), вырежьте их и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего скотча.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний и умений. В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:
1. Зачем нужны календари?
2. Какие бывают календари?
3. Какие государственные праздники вы знаете?
4. Какие дни называются погодоуказателями?
Целеполагание. Затем учитель берёт в руки кукол-помощников и сообщает: «Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чём говорится в этих стихах. Что между ними общего?» Читает стихотворения от имени кукол-помощников:
В домике круглом,
В круглом окошке
Грела улитка
На солнышке рожки.
Грела улитка
На солнышке рожки,
И разморило улитку
Немножко.
Вот потянулась
Лениво улитка,
Вот затворила улитка
Калитку,
Спрятала ключ
И отправилась спать
В самую круглую
В мире кровать.
И. Пивоварова
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И. Токмакова
Куклы раскланиваются. Учитель повторяет вопросы: «О чём говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего?» (Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.)
Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с. 48—49 учебника. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя? у жука? у улитки?» Дети рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что вся планета Земля похожа на огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озёра, горы, поля и реки — это всё «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.
Учитель: «Давайте вспомним, что вы узнали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?» Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: ойкос — дом и логос — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — на планете Земля.
Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 32 рабочей тетради.
Аналитический этап. Затем учитель задаёт вопросы о том, что сегодня угрожает природе, как её охраняют люди, как дети берегут и охраняют природу. После ответов детей учитель спрашивает о том, какого цвета они выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учёными-экологами. Окончательно выбирают зелёный цвет флага после прочтения первого абзаца текста на с. 49 учебника.
Тренировочные упражнения. Учащиеся выполняют задание № 2 на с. 32 рабочей тетради.
Аналитический этап. Далее учитель говорит о том, что в любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нём. Вместе с детьми читает текст на с. 49 и обсуждает описание случаев экологического неблагополучия, виновником которых бывает человек. Вместе с детьми формулирует выражения «экологические дни», «экологический календарь» и цель этого календаря.
Непосредственно переходя к рассмотрению экологического календаря, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый — экологический. Для этого отметим в нём международные экологические дни». С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. При этом можно обратить внимание на то, что 22 марта во Всемирный день воды ещё отмечается и День поэзии — праздник поэтического искусства и его создателей — поэтов. Последовательно, используя наклейки, дети отмечают даты экологического календаря на настенном календаре в классе. Определяют, какой из названных дней ближайший по времени к дате урока.
Тренировочные упражнения. Учащиеся вместе с учителем обсуждают план проведения этого дня для выполнения в скором будущем творческого задания на с. 34—35 рабочей тетради.
Затем учитель просит детей ответить на вопросы: «Почему экологические дни так разнообразны? Что такое экология? Что такое экологический календарь?» Просит привести примеры экологических дней.
Выводы и обобщения. Завершается урок чтением вывода на с. 51 учебника. Учитель спрашивает у детей, всё ли им понятно по данной теме, кого заинтересовала наука экология, кто из ребят хотел бы стать экологом.
Региональный компонент. Приведите учащимся контрастные примеры: 1) небрежного отношения к природе, что в результате может привести к экологическому неблагополучию в вашем крае и 2) охраны природы, по возможности назвав учреждения (организации) и лиц, осуществивших в вашем городе (селе) эти мероприятия.
Физкультминутки. Учитель произносит слова сказки, дети вслед за ними выполняют движения:
Теремок (Руки «крышей» над головой.)
Не низок, не высок. (Приседают и приподнимаются на носках.)
В теремке мышка-норушка, (Машут рукой-«хвостиком».)
Лягушка-квакушка, (Сжимают и разжимают ладони рук.)
Зайчик-побегайчик, (Руками у головы изображают длинные уши; подскоки.)
Волк — зубами щёлк, (Руками изображают пасть волка.)
Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)
Стук в дверь каждого персонажа изображается ударом кулака одной руки в раскрытую ладонь другой.
Домашнее задание. Теоретический материал на с. 48—51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребёнка рассказать вам об экологическом календаре, о ближайшей экологической дате и предстоящем празднике в этот день. Постарайтесь по возможности принять активное участие в празднике и совместно с ребёнком подготовьте фоторассказ о нём на с. 34—35 рабочей тетради.
Глоссарий
Экология — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА
(раздел «Вселенная, время, календарь»)
Организуйте путешествие в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. К приведённым в учебнике приметам об изменениях погоды подберите народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных своего края.
Побеседуйте с детьми на темы:
1. Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной.
2. Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений.
Проведите театрализованный праздник с использованием творчества народов вашего края (детские заклички солнцу, дождю, радуге, насекомым, цветам; загадки о солнце, луне, звёздах, ветре, воде, земле; предметы быта, украшенные узорами с образами природы).