ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;

• называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;

• иметь общее представление о художниках И. И. Левитане, А. А. Пластове и главных темах их художественного творчества.

Метапредметные результаты:

• описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства родного языка;

• соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края;

• составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;

• сочинять устный рассказ по картине;

• сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России;

• соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России.

Личностные результаты:

• осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;

• понимать нравственный смысл и красоту Старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;

• осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

Оборудование. Магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники.

Предварительная работа. Если занятие проходит после 14 октября, вместе с детьми проведите наблюдения за погодой в этот день и запишите результат для того, чтобы использовать его на предстоящем уроке: составить шуточный прогноз о том, много ли будет, по народной примете, свадеб после праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ключиком к сегодняшнему нашему уроку будет загадка:

Есть у моего батюшки сад

В саду — двенадцать гряд;

Гряды крест-накрест разгорожены.

Сколько гряд в каждой клети положено?

Наверное, чтобы лучше понять эту загадку, нужно сделать к ней рисунок. Кто хочет побыть иллюстратором? (Учитель помогает вызвавшемуся ученику или сам делает поясняющий рисунок к загадке.) Ребята, если обвести рисунок в круглую рамку, что из прошлых наших уроков он будет напоминать? Конечно, это наш знакомый — годовой круг. Значит, клеть — это время года; гряды — месяцы; сад — год».

Аналитический этап. Учитель: «Как будут называться клети? (Осень, зима, весна, лето.) Сейчас время рассмотреть осеннюю клеть. Как называются осенние месяцы? В каком порядке они следуют друг за другом? Кто знает, откуда к нам пришли названия месяцев? Выполним задание № 1 на с. 36 рабочей тетради и узнаем, откуда в русский язык пришли наши современные названия осенних месяцев.

Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы постараетесь догадаться, в какую клеть и на какую грядку их посадить. Скажите, ребята, в какую клеть нужно поместить месяц хмурень? грязник? бездорожник? Сейчас, когда мы произносим эти названия, мы задумываемся, что значат многие из них. А ведь когда-то это были всем известные, обыденные названия осенних месяцев. Сейчас я буду читать старинные названия осенних месяцев, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте всё, что вам известно об осенних явлениях природы, и постарайтесь объяснить, о чём говорят эти старинные названия». Учитель читает устаревшие в русском языке названия месяцев. Просит детей объяснить их происхождение. Приводит названия осенних месяцев в языках народов своего края и объясняет (по мере необходимости) их значение.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает завершить задание № 1 и выполнить задания № 2 и 3 на с. 36—37 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «Старинные названия очень меткие. Они точно говорят о характере месяца. Каждое название — как маленький рассказ. Люди в старину старались так обращаться с родным языком, чтобы по красоте, точности, совершенству родная речь была подобна великолепию природы, окружавшей человека. Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта». Учитель показывает изображения произведений декоративно-прикладного искусства (например, хохломского промысла) или сами предметы домашнего быта. Обсуждает с детьми цветовую гамму этих предметов и говорит, что красота осени всегда вдохновляла художников, музыкантов, поэтов на создание произведений искусства.

Затем учитель включает запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Предлагает под звучание музыки рассмотреть репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и А. А. Пластова «Первый снег» на с. 54—55 учебника.

Учитель: «Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображёнными на картине художника Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение воздуха. Какое оно: тёплое, влажное, сухое, прохладное? Попробуйте определить, в какие осенние месяцы могла так выглядеть природа. Сочините рассказ по понравившейся вам картине. Постарайтесь использовать старинные названия осенних месяцев».

Потом учитель обращает внимание детей на фотографию куклы из пшеничных колосьев рядом с названием темы урока на с. 54 учебника: «Посмотрите, к нашим кукольным друзьям пришла в гости осенняя кукла. (По возможности показывает куклу, выполненную из соломы или других растительных материалов.) Почему такую куклу могли сделать только по осени? (К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.) Какое имя можно дать этой кукле? Как можно описать её характер?» (Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, добрая, работящая.)

Тренировочные упражнения. Если данный урок приходится на день после 14 октября, учитель может предложить детям выполнить задание № 5 на с. 37 рабочей тетради. Если урок проводится до этой даты, указанное выше задание из рабочей тетради задаётся на дом.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Какие старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе? А о чём говорят названия октября «капустник» и «свадебник»? Давайте спросим об этом наш учебник. Послушайте». Учитель читает текст на с. 56—57 учебника.

Рассказ о месяце осенних свадебных торжеств можно сопроводить демонстрацией свадебных кукол-неразлучников или их фотографии. При этом учитель поясняет, что таких кукол дарили молодожёнам в старину. Эти куклы с секретом. Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Учитель спрашивает у детей: «Как вы думаете, для чего? (Для того чтобы добавлять между ними кукол-младенчиков. Их добавляли столько, сколько родится детей в семье. Так куклы-родители словно собирают младенчиков в серединку, чтобы сберечь их в тесном семейном кругу.) Сколько детей вы пожелали бы этим молодожёнам? Почему?»

Тренировочные упражнения. Далее дети обсуждают ответы на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 57 учебника. Учитель при этом акцентирует внимание учащихся на глубоком нравственном смысле, заключённом в совместной осенней работе людей и в конструкции свадебных кукол, которые называются замечательным словом «неразлучники».

Выводы и обобщения. В завершение занятия учитель предлагает детям самостоятельно сделать выводы. После обсуждения зачитываются выводы на с. 57 учебника.

Региональный компонент. Сделайте подборку старинных названий осенних месяцев в языках народов своего края. Познакомьте детей с произведениями местных художников, поэтов, прозаиков, музыкантов, воспевающих красоту осенней природы вашего края.

Физкультминутки. Учитель читает стихотворение:

Мы капусту рубим, рубим;

Мы капусту жмём, жмём;

Мы капусту солим, солим;

Плотно в бочки мы кладём!

Дети сопровождают чтение энергичными движениями, имитирующими действия по засолке капусты.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 54—57 учебника, задание № 4 на с. 37 рабочей тетради. (В случае если данный урок приходится на день до 14 октября, на дом задаётся задание № 5 на с. 37 рабочей тетради.)

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком сделайте фотографии родного города (села) осенней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 4 на с. 37 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]