ОСЕНЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ОСЕНЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости;

• называть осенние погодные и природные явления в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.);

• наблюдать за изменениями погоды;

• иметь представление о дне осеннего равноденствия.

Метапредметные результаты:

• рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью;

• устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе;

• извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе;

• составлять в рабочей тетради список осенних явлений;

• сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени;

• играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Личностные результаты:

• осознавать красоту осенней природы.

Оборудование. Магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; таблица погоды за сентябрь—ноябрь.

Предварительная работа (региональный компонент). Если к моменту изучения данного материала в регионе уже установился снежный покров, то учителю необходимо вести дневник погоды начиная с 1 сентября (температура, облачность, осадки, дата выпадения первого снега), чтобы наглядно продемонстрировать детям динамику погодных явлений. Можно составить и таблицу с наблюдениями за динамикой состояния водоёма (реки, озера, пруда), отмечая даты появления заберегов, сала, снежуры, шуги, установления ледяного покрова.

ХОД УРОКА

Музыкальной визитной карточкой данного урока является фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, относящийся к осени.

Актуализация знаний и умений. В начале урока можно повторить материал предыдущего урока (осенние месяцы, их современные и старинные названия, выполнение задания № 4 на с. 37 рабочей тетради). Затем дети вспоминают изученный материал и отвечают на следующие вопросы:

1. Что относится к неживой природе?

2. От чего зависит то, что осенью температура воздуха по сравнению с летом понижается?

После ответов на эти вопросы дети рассматривают схемы в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради и отмечают ту из них, на которой показано положение солнца осенью.

Аналитический этап. Далее изучается материал по теме урока с опорой на повседневные наблюдения учащихся и материал мониторинга погоды, подготовленный учителем в виде настенной таблицы, т. е. по технологии исследовательского обучения. Например, материал о понижении температуры можно изучить следующим образом. После ответа детей на вопрос о причинах снижения температуры воздуха осенью и выполнения задания № 1 на с. 38 рабочей тетради учитель зачитывает текст первого абзаца на с. 58 учебника. Затем дети возвращаются к своим наблюдениям за температурой воздуха в сентябре—октябре, которые они делали при выполнении практической работы «Термометр» по теме «Погода» (с. 23 рабочей тетради). Далее учитель обращает внимание учащихся на заполненную им самим таблицу температуры воздуха в сентябре—ноябре и делает вывод о том, что температура постепенно снижалась с такого-то градуса по такой-то. После этого учитель делает соответствующую запись на первой линии в задании № 2 на с. 38 рабочей тетради: «Снижение температуры с ... °С до ...°С».

Следующим этапом хода данного урока будет изучение характера дождей как наиболее значимого признака осени.

Учитель задаёт вопрос, чем отличаются осенние дожди от летних. После ответов детей зачитывает текст третьего абзаца на с. 58 учебника. Учитель обращает особое внимание учеников на слова «мелкие», «моросящие», «затяжные» как характеристики осенних дождей (даже если второклассники и знают эти слова, то в своей повседневной речи, как правило, их не употребляют). Затем дети рассматривают в составленной учителем таблице графу, в которой отражены наблюдения над дождями, и делают вторую запись в задании № 2 на с. 38 рабочей тетради: «Мелкие, моросящие, затяжные дожди с ... по ... сентября (октября)».

Затем по той же технологии изучаются другие осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава.

Далее можно обратить внимание детей на такой погодный феномен, как бабье лето.

Тренировочные упражнения. Завершается данная часть урока сообщением учителя о дне осеннего равноденствия и выполнением задания № 3 на с. 38 рабочей тетради.

Аналитический этап и тренировочные упражнения. Следующим этапом хода данного урока будет изучение материала «Как замерзает река». К сожалению, современные школьники не имеют достаточно времени, чтобы проследить за динамикой ледостава на реке, поэтому этот материал будет для большинства из них новым. Идеальным вариантом было бы использование учебного фильма. Но если нет такой возможности, материал изучается вербально с использованием иллюстрации на с. 61 учебника. Также для объяснения процесса замерзания реки учитель может использовать подобранные заранее дополнительные фотографии или рисунки и таблицу дат замерзания водоёма.

Выводы и обобщения. Завершается урок ответами на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» и чтением вывода на с. 61 учебника.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 58—61 учебника, задание № 4 на с. 38—39 рабочей тетради; ознакомиться с игрой «В кулика» (с. 60 учебника), поиграть в неё на пришкольном участке (если дети ходят в группу продлённого дня) или во дворе.

Рекомендации для занятий в семье. Наблюдайте вместе с ребёнком за погодой осенью и помогайте ему записывать состояние погоды каждого из осенних месяцев в задании № 4 на с. 38—39 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]