НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;

• называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе.

Метапредметные результаты:

• различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

• соотносить текст и иллюстрации учебника;

• выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников;

• рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов;

• изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради;

• устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

Личностные результаты:

• осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни;

• осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям;

• понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям.

Оборудование. У учителя — овощи, фрукты, крупы, колосья, орехи; стол, накрытый скатертью; куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; кукла-зернушка, куклы «День — ночь»; круг из картона по образцу схемы годового круга на с. 28 учебника; палочки, дощечки для опыта по извлечению огня; музыкальная запись классического или фольклорного репертуара по теме «Осень»; иллюстрации картин природы, растительного и животного мира; национальные костюмы описываемых областей или их изображения. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, посмотрите на наш стол. На нём фрукты, овощи, орехи, крупы. Какие из этих даров природы вы можете назвать? (Дети называют дары природы, описывают их по форме, цвету, вкусу; рассказывают, что можно приготовить из них.) Каким одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.) А откуда же берётся урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? (Дети предлагают свои объяснения.) И ещё, ребята, подумайте, пожалуйста, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. Что такое равноденствие? Кто помнит, когда бывает осеннее равноденствие? Что происходит в природе после этого дня?»

Аналитический этап. После ответов детей учитель обращает их внимание на фотографию кукол «День — ночь» рядом с темой урока на с. 62 учебника, показывает этих кукол. Вместе с детьми выясняет, почему они выполнены из контрастных по цвету тканей; как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная от дня осеннего равноденствия. (Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесёмке светлую или тёмную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)

Прикрепляя кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга, учитель подытоживает высказывания детей: «В конце сентября, а именно 22 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце? Как высоко оно на небе? Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло, да ещё и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся всё длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху». Учитель зачитывает первое предложение текста на с. 62 учебника и продолжает обсуждение: «Крестьяне благодарили матушку- землю. Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого ещё мы b вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму». Ученики ещё раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит: «Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достаёт куклу-зернушку.) Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите её. Как вам хотелось бы её назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Выслушивает ответы детей, даёт куклу каждому ученику по очереди.) Теперь давайте почитаем учебник. И найдём имя нашей гостьи». Ученики читают первый абзац текста на с. 62—63 учебника (включая и первое, уже прочитанное учителем предложение). Каждый читает по одному предложению. Очерёдность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.

Учитель: «Вот оказывается, какое у неё имя — Зернушка. (Учитель берёт кукол-помощников.) Ребята, как вы думаете, о чём могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку? (Если находится желающий, учитель даёт ему возможность выступить.) Ребята, предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть ещё одно имя — Крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых почитать вам или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

Далее учитель предлагает детям узнать, что ещё делали люди в пору осеннего равноденствия, и продолжает чтение текста на с. 63 учебника. После прочтения этого текста учитель говорит: «Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением».

Тренировочные упражнения. Учитель: «Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях». Учитель вызывает ребят, даёт им набор палочек и предлагает извлечь огонь. Через некоторое время останавливает ребят: «К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придётся остановить наш опыт. Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, нагрелись ли хотя бы ваши инструменты. (Даёт возможность ученикам потрогать палочки.) Вот если бы мы сейчас перенеслись в далёкое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света. Но у нас есть прекрасная возможность «зажечь новый огонь» в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. Для этого раскройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». Дети выполняют работу в рабочих тетрадях. Во время выполнения задания учитель может включить музыкальную запись.

Аналитический этап. Затем учитель читает классу текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Чтение можно сопровождать показом иллюстраций природы описываемых областей, изображениями упоминаемых в тексте животных, народных костюмов. После прочтения учитель разбивает класс на группы. Каждой группе даёт для ответа один из вопросов рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. Уточняет у детей, понимают ли они, что значит поститься (ограничивать себя в удовольствиях, чтобы таким образом приготовиться к празднику).

Тренировочные упражнения. Затем предлагает выполнить задания № 3 и 4 на с. 41 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В завершение занятия учитель спрашивает у ребят, что им показалось особенно интересным на данном уроке, что удивило, что осталось непонятным. В конце урока один из учеников читает вывод на с. 65 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия, характерными для культуры народов своего края.

Физкультминутки. Игра «Съедобное — несъедобное». Учитель произносит слово. Если оно обозначает съедобный предмет, то дети протягивают руки вперёд, если несъедобный, то делают руками отталкивающие движения.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье (на выбор). Приготовьте для ребёнка его любимое лакомство и угостите в честь дня осеннего равноденствия, так, как издавна бабушки и дедушки угощали своих внуков в этот день. Вместе с ребёнком сделайте куклу-зернушку по схеме задания № 2 на с. 40 рабочей тетради. Её можно хранить до нового урожая или из крупы, которой она наполнена, сварить кашу к одному из зимних праздников. Придумайте диалоги с участием куклы-зернушки. Прочитайте с ребёнком сказку «Крупеничка» Н. Д. Телешова.






Для любых предложений по сайту: [email protected]