ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать, что звёзды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов;

• знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные учёные;

• иметь представление о том, как выглядят созвездия Большой Медведицы и Лебедя и каковы древнегреческие мифы о них.

Метапредметные результаты:

• рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звёздного неба;

• сравнивать древние и современные представления о созвездиях;

• анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя;

• соотносить схемы созвездий и старинные рисунки;

• достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника;

• придумывать сказочное объяснение появлению на небе созвездия Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком;

• наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий.

Личностные результаты:

• воспринимать красоту звёздного неба.

Оборудование. Магнитофон, запись «Звёздного вальса» И. О.. Дунаевского.

Предварительная работа. Договоритесь об экскурсии в планетарий или в обсерваторию ближайшего вуза.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока дети коротко повторяют материал предыдущего урока.

Целеполагание. Переходя к новой теме, учитель сообщает; «Как вы знаете, ребята, кроме народных игр, у каждого народа есть свои народные песни, заговоры, сказки. Их создали в глубокой древности, а затем они передавались из уст в уста, от поколения к поколению и так дошли до нас. Теперь их рассказывают мамы детям, бабушки внукам. Эти сказки изучаются в школе. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) И у греческого народа в древности были свои сказания. Они называются мифами. Это сказания о жизни богов и героев. Главным богом древних греков был Зевс».

Аналитический этап. «Вот послушайте один из мифов о Зевсе и красавице Каллисто». Учитель рассказывает миф или зачитывает его на с. 68 учебника.

Далее учитель предлагает детям послушать «Звёздный вальс» И. О. Дунаевского, который будет музыкальной визитной карточкой данного урока и всех последующих, посвящённых изучению созвездий.

Затем учитель сообщает, что для древних людей наблюдение за звёздами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звёзд, особенно во время морских путешествий, когда нет никаких ориентиров, кроме звёзд. Наблюдая за звёздами, древние объединяли их в разные фигуры, которые назвали созвездиями, а имена им дали по именам героев мифов (Орион, Андромеда, Близнецы Кастор и Поллукс, Кассиопея) или животных, на которых, как им казалось, были похожи очертания созвездий (Лев, Рак, Рыбы, Лебедь). В числе их была и Большая Медведица.

Но когда у учёных появились точные приборы, то стало понятно, что никаких фигур из звёзд на небе нет; и звёзды, входящие в созвездие, могут быть удалены друг от друга на огромные расстояния, просто нам кажется, что они близки друг к другу и вроде бы как-то связаны между собой. Поэтому учёные считают созвездиями не фигуры из звёзд, а участки неба, на которых они расположены. Всего таких участков на небе 88.

Тренировочные упражнения. После объяснения учителя дети выполняют задание № 1 на с. 42 рабочей тетради.

Аналитический этап и тренировочные упражнения. Следующим этапом урока является изучение созвездия Лебедя. Учитель зачитывает теоретический материал на с. 68 учебника, обращает внимание детей на схему созвездия Лебедя и его изображение на старинной звёздной карте (рисунки на с. 69 учебника) и просит сравнить их.

Выводы и обобщения. В завершение занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 69 учебника, а также читают вывод урока.

Физкультминутки можно провести под музыку «Звёздного вальса» И. О. Дунаевского.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 66—69 учебника, задания № 2, 3 и 4 на с. 42—43 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 3 и 4 на с. 42—43 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]