Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки
ТРАВА У НАШЕГО ДОМА - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока
Предметные результаты:
• распознавать травянистые растения, пользуясь атласом- определителем «От земли до неба»;
• знать причины пожелтения травы осенью;
• узнавать изученные растения на рисунках и в природе;
• фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.
Метапредметные результаты:
• рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;
• описывать устно внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам);
• отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку;
• использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении.
Личностные результаты:
• осознавать важность бережного отношения к природе.
Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни «Трава у дома» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного); букеты из горькой (белой) полыни, крапивы, пижмы, репейника и т. д., атлас-определитель «От земли до неба» (далее — атлас-определитель), книга «Зелёные страницы». У учащихся — ножницы, клей; атлас-определитель.
Предварительная работа. Заранее соберите и высушите букеты из трав, которые будут рассматриваться на уроке.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний и умений. В начале урока дети повторяют материал предыдущего урока о созвездиях, делятся впечатлениями о наблюдениях за звёздным небом, зачитывают свои рассказы о созвездиях осеннего неба.
Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока может быть песня «Трава у дома».
Во вступительном слове учитель говорит: «Сейчас трава уже отнюдь не зелёная, как в песне (или уже под снегом — в условиях Сибири и Севера европейской части России). А какого цвета становится трава осенью? (Ответы детей.) А как вы думаете, почему осенью трава желтеет? Учёные долго искали ответ на этот вопрос. Наконец ответ дали учёные-химики».
Аналитический этап. Далее учитель может дать материал для расширения кругозора учащихся.
Растения кажутся нам зелёными от большого количества мельчайших хлорофилловых зёрен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Хлорофилл — это красящее вещество в тканях растений. В хлорофилловом зерне совершается процесс усвоения питательных веществ под влиянием солнечного света. Но хлорофилловое зерно недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую для процесса питания, хлорофилл разрушается под влиянием света и вновь образуется в растении, причём это может происходить только лишь при условии хорошего освещения. Однако хлорофилл — не единственное красящее вещество в тканях растений. Наряду с ним в растении постоянно присутствуют особые красители, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них имеет чисто жёлтый цвет, второй — оранжевый. Каротин даёт характерный цвет корню моркови, где он содержится в очень большом количестве. Жёлтые пигменты всегда есть в зелени растений, но летом они совершенно незаметны, так как замаскированы интенсивной зелёной окраской хлорофилла.
Осенью по мере прекращения образования хлорофилла и разрушения его под влиянием солнечного света лист теряет свою зелёную окраску, и жёлтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно обнаруживаются.
Продолжая урок, учитель говорит: «А теперь, ребята, я покажу вам маленький фокус. (Показывает модель листа дерева, сделанную из соединённых вместе темно-зелёного и жёлтого листов прозрачного пластика, которые можно вырезать из цветных папок-уголков для бумаг.) Какого цвета этот лист? (Зелёного.) А теперь? (Зелёный лист медленно сдвигается, и обнажается жёлтый.) То же происходит с листьями деревьев и травой осенью: хлорофилл перестаёт образовываться, поэтому становятся видными цвета других красящих веществ в тканях растения».
Учитель: «Ребята, а теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Как вы думаете, что это за трава?» Учитель показывает букетик полыни и рассказывает об этом растении, его использовании в медицине. Можно добавить, что полынь используют для отпугивания кровососущих паразитов (клопов, блох), которые не выносят её запаха. Учитель растирает пальцами листочек полыни и даёт понюхать детям.
Тренировочные упражнения. Затем учащиеся отыскивают на столе букетик крапивы и рассказывают о её свойствах и применении в кулинарии. Учитель же добавляет сведения о том, что отвар крапивы используют для укрепления волос, и рассказывает, почему крапива жжётся.
Далее дети рассматривают рисунок на с. 70—71 учебника, читают текст о птичьей гречишке и подорожнике на «Страничках Умного Совёнка» (с. 124 учебника) и выполняют задание № 1 на с. 44 рабочей тетради.
На следующем этапе урока проводится работа с рисунками на с. 72 учебника. Дети находят в атласе-определителе на с. 44—58 растения, изображённые на рисунках, зачитывают комментарии атласа к каждому растению и рассказывают, видели ли они эти травы и если видели, то где.
Если останется время, то учитель может предложить детям послушать рассказ о репейнике из книги «Зелёные страницы» А. А. Плешакова (с. 17). Если времени на уроке не хватит, этот материал можно включить в домашнее задание.
Выводы и обобщения. Заканчивается урок ответами детей на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 73 учебника.
Региональный компонент. Для южных районов европейской части России (Черноморское побережье Кавказа и Предкавказье). Выясните причины, почему осенью травы не желтеют, а остаются зелёными.
Физкультминутки можно провести под музыку песни «Трава у дома».
Домашнее задание. Теоретический материал на с. 70—73 учебника, задания № 2, 3 и 4 на с. 44—45 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 3 и 4 на с. 45 рабочей тетради.