СТАРИННАЯ ЖЕНСКАЯ РАБОТА - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

СТАРИННАЯ ЖЕНСКАЯ РАБОТА - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

• называть ткани из шерсти, хлопка, льна;

• определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты:

• распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;

• исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна;

• реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;

• соотносить эти операции с образами загадки;

• сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;

• планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками;

• обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты:

• осознавать нравственное значение совместной работы

• испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.

Оборудование. Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; лоскуты различных тканей, в том числе тканей изо льна, льняные нитки, семена льна, которые продаются в аптеке, ящик с землёй.

Предварительная работа. Посетите с детьми краеведческий музей или познакомьтесь с экспозицией по теме урока в школьном музее. Подготовьте в классе выставку изделий изо льна, принесённых детьми из дома.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 74 учебника.

Целеполагание. Затем учитель объявляет, что сегодня на уроке они познакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами постараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом.

Аналитический этап. Учитель раздаёт детям лоскутки разных тканей и предлагает изучить их на ощупь, а также назвать известные ткани и описать словами те из них, которые понравились. (Какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, тёплая, грубая.) Затем учитель обращает внимание детей на изделия изо льна, представленные на выставке, и предлагает найти среди лоскутков подобный.

Учитель: «А теперь проследим, как же в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань. Сначала надо было вспахать землю и посеять в неё вот такие семена. Землю для этого растения пахали мужчины: для девушек — их отцы или старшие братья, для замужних женщин — их мужья или взрослые сыновья. Вот выберем по считалке с помощью волшебного клубочка мальчика и доверим ему вспахать землю на этом игрушечном поле и посеять семена этого замечательного растения. Как оно называлось, вам подскажет загадка на с. 74 учебника. Это лён».

Тренировочные упражнения. Учитель: «Теперь представим себе, что лён вырос и зацвёл. Рассмотрите цветки льна на фотографии в учебнике (с. 74). Закройте учебник и по памяти выполните задание № 1 на с. 46 рабочей тетради».

Аналитический этап. Лён вырос, пора его убирать. Попробуем с помощью рисунков и загадки из учебника про обработку льна выполнить все трудные работы. При этом нам надо будет определить, о каких работах сказано в загадке, а о каких не сказано».

Чтобы дети могли назвать все виды работ, предложите им прочитать рассказ «Копотиха» на с. 76 учебника, сопоставить трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74—75 учебника. Таким способом можно сравнить труд русских женщин и женщин народа коми и восстановить весь процесс обработки льна.

Затем предложите учащимся сделать вывод, какие виды работ в старину сопровождались пением, беседой, рассказыванием сказок, а какие трудовые операции были настолько трудны, что при их выполнении женщинам было не до песен и бесед.

Далее дети читают рассказ «Димитриев день» на с. 77 учебника. При этом учитель должен обратить внимание учеников на то, что в работе со льном и русские, и карельские женщины придерживались приблизительно одних сроков. В конечном счёте разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности. Но обычно уже после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню святых Димитрия Сблунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку. Также необходимо отметить, что взрослые всегда учили прясть девочек.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает детям мысленно побывать в костромском Музее льна и берёсты. Для этого сначала он на карте России показывает, где находится этот город, обращает внимание, на какой реке расположена Кострома, при возможности демонстрирует фотографии города. После этого учащиеся рассматривают фотографии рубрики «Из музейных коллекций» на с. 76 учебника, а затем выполняют задание № 3 на с. 47 рабочей Тетради.

Выводы и обобщения. В завершение урока дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 77 учебника.

Бели есть возможность, учитель может запланировать общую работу на уроке технологии по изготовлению куклы на крестообразной основе с использованием льняных (или шерстяных) нитей (см. схему изготовления), предварительно распределив операции между мальчиками и девочками. В итоге этой работы дети должны сделать вывод о важности взаимной помощи друг другу в трудных делах.



Региональный компонент. В местном краеведческом музее познакомьте детей с экспозицией, связанной со старинным производством льняной пряжи и полотна.

Физкультминутки. Дети имитируют трудовые операции по старинной обработке льна (движения детей регулируются строками загадки, которую произносит учитель).

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 74—77 учебника, задание № 2 на с. 46 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Прослушайте рассказ ребёнка об обработке льна. Вместе с ним оцените трудоёмкость этой работы и её важность. Прочитайте ребёнку рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Рассмотрите изображение куклы-льняницы на с. 75 учебника и обсудите, какие материалы нужны для её изготовления и как именно её можно сделать. Если есть желание, смастерите вместе с ребёнком такую куклу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]