ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России;

• узнавать изученные деревья и кустарники по листьям;

• перечислять причины листопада;

• наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев;

• фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

• определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем и дополнительной литературой;

• сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам);

• раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской;

• сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью;

• обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне»;

• выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе;

• формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

• воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени;

• осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни Д. Кабалевского «Наш край» («То берёзка, то рябина...»); букеты осенних листьев, высушенных и проглаженных утюгом через бумагу; веточки ели, сосны и можжевельника; атлас-определитель, книга «Великан на поляне». У учащихся — атлас-определитель; цветные, карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

Предварительная работа. Соберите во время листопада листья деревьев, которые будут рассматриваться на данном уроке, прогладьте их утюгом через газету. Составьте букеты из листьев. Принесите в класс вазы.

ХОД УРОКА

Музыкальной визитной карточкой темы данного урока может быть песня Д. Кабалевского «Наш край».

Актуализация знаний и умений. Перед изучением материала урока актуализируются имеющиеся у детей знания об изменениях лиственного покрова деревьев и кустарников и о вечнозелёных деревьях и кустарниках с помощью рисунков на с. 78—79 и 81 учебника. Дети говорят, какие деревья и кустарники им известны, находят на с. 78—79 соответствующие рисунки листьев, а на с. 81 — плодов. Для закрепления данного материала выполняется задание № 1 на с. 48 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель рассказывает детям о листопаде, К материалу учебника об этом явлении можно добавить сведения о том, что осенью постепенно замедляется движение питательных веществ от корней к листьям деревьев и кустарников и в результате листья отмирают.

Затем учитель переходит к изучению материала о вечнозелёных деревьях и кустарниках.

Тренировочные упражнения. Для закрепления этого материала дети выполняют задание № 2 на с. 49 рабочей тетради и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!».

Выводы и обобщения. В конце урока зачитывается и обсуждается рассказ «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне» А. А. Плешакова (с. 111—112), подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя» и зачитывается вывод на с. 81 учебника.

Региональный компонент. В регионах с преобладанием тайги. Расскажите, почему в лесу мало лиственных деревьев (в основном в городах и пригородах). В южных регионах. Расскажите, что распространённые там лиственные деревья и кустарники делятся на листопадные (бук, граб, каштан, абрикос, айва, аралия) и вечнозелёные, которые сбрасывают листву постепенно, через несколько лет (магнолия, дуб пробковый, самшит, аукуба японская, барбарис бородавчатый). Из хвойных деревьев в южных регионах преобладают кипарис, арча, туя, крымская сосна, тис ягодный.

Физкультминутки выполняются под музыку песни «Наш край».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 78—80, задания № 3 и 4 на с. 49 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите детям выполнить задания № 3 и 4 на с. 49 рабочей тетради (прогулка в лес или парк, фенологические наблюдения).


ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

(экскурсия)

Кроме образовательных целей ознакомления младших школьников с сезонными изменениями в живой природе, осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект для нервной системы ребёнка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья.

Состояние гармонии, внутреннего покоя, душевного равновесия и комфорта очень благотворно для здоровья ребёнка, для становления его нравственности и экологического мышления. Восприятие себя частью окружающей природы, способность осознавать общую для всех красоту мира рождают в душе ребёнка чувство причастности к окружающему, формируют его личную ответственность за происходящее, воспитывают потребность в добром поступке.

Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии — конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную осеннюю окраску и сам процесс листопада ярко выражен. Погода предпочтительна солнечная. Дети должны быть в удобной обуви и тёплой одежде.

В начале экскурсии учитель объявляет её цели.

Далее он говорит: «Ребята, подумайте, кто нас сейчас будет встречать. (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.) Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода — листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами, обитателями леса (парка), пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как улыбаются

Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.

Учитель: «Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (Ответы детей.) Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад, запомните это своё открытие и приходите в лес всегда как к другу, помогайте ему, берегите. Видите, сколько радости он вам посылает!

Скажите теперь, в чём волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, радости, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательнее сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните, как поётся в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей...» и «...дружба начинается с улыбки!»?

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают шустрые синички на деревьях. А чем пахнет в лесу осенью, отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит особые полезные вещества, которые вырабатывают все растения. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья».


Остановка 1. В мастерской художницы Осени

Учитель: «Теперь давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. (Здесь учитель может прочитать отрывок из стихотворения И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.)

А сейчас попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников. Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На берёзах и липах листья жёлтые, на клёне, рябине, осине — красные, даже с фиолетовым оттенком. А на кустах сирени листья остаются зелёными до самых морозов.

А знаете, почему листья желтеют и опадают? Это вопрос очень сложный, поэтому подробно поговорим об этом в школе на уроке.

Вот мы с вами идём по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших. Оказывается, раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз, позже — осина, вишня, сирень».

Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых дома будут готовить украшение для класса.


Остановка 2. Пообщаемся с птицами

Учитель: «Ребята, посмотрите, сколько вокруг птичек: Воробьёв, синичек, ворон. Давайте подразним их!»

Учитель просит учащихся вспомнить, как передвигается воробей, и предлагает сымитировать движение птицы: повернуться вокруг на пол-оборота и попрыгать как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем дети вспоминают, как ходят синички и вороны (если есть возможность, наблюдают за живыми объектами), и сначала быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку вороньим шагом.

Учитель: «Вот и заканчивается наша экскурсия в осенний лес (парк). Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали, помните о них».

На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у детей, как они называются, просит показать листья каждого дерева.

В конце экскурсии учитель говорит: «Чтобы продлить радость общения с красотой осенней природы, соберите букеты из самых красивых листьев. Дома поделитесь своими впечатлениями от экскурсии с родными и подарите им букеты осенних листьев*. Читает стихотворение:

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберём из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Берёза. Берёзовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива она осенью, в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба.

Листопад берёзы — самый продолжительный, длится в среднем почти два месяца. Берёза — одно из первых деревьев, которые напоминают нам о приближающейся осени ещё в конце лета, когда в густой зелёной листве появляются первые золотые прядки.

Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской берёзки.

В народе очень давно открыли пользу препаратов из берёзовых почек. Их используют как витаминизирующее, мочегонное, потогонное, заживляющее средство, при расстройстве желудка и против ломоты в суставах. А какой целительной силой обладает сок берёзы!

Дуб. Очень величественное дерево. У дуба пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, толстый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Во многих русских сказках эти вековые богатыри (а их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо себя чувствуют утомлённые, ослабленные люди, страдающие пониженным давлением.

Осенью под кроной дубов много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями. Оказывается, у дуба есть свой секрет — он очень светолюбив. Поэтому его ветки такие извилистые. Они растут так, чтобы листья, не перекрывали друг друга и каждому листочку было светло. Вот пбчему лишние веточки просто опадают.

Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека были найдены высушенные и растёртые в муку жёлуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. В народной медицине дубовыми листьями и корой лечили раны, отвар употребляли при кровотечениях, авитаминозах, расстройстве желудка, как противоядие при отравлениях. А кто не знает, что простуду лечили в русской бане дубовыми вениками! Отвар коры дуба применяют для полоскания при заболеваниях полости рта и для лечения ожогов.

Клён. Светолюбивое широколиственное дерево. Все листья клёна располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, укладываются плотно, не затеняя друг друга. Они по форме напоминают ладошку — так и кажется, что дерево протягивает свои ладошки к последнему осеннему солнышку, чтобы погреться. Листья клёна очень красивы и по окраске: жёлтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды клёна — крылатки — пара «крылышек», соединённая парой сросшихся семян. Созревая, крылатки распадаются, и каждое «крылышко» бережно опускает на землю своё семя. Благодаря такому «летательному аппарату» в лесу появится много всходов клёна.

Тополь. Листья тополя осенью не всегда красивы. Иногда они остаются зелёными до снега, иногда — бурыми. Но не в красоте листьев главная ценность тополя. Это дерево является чемпионом среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что один тополь за пять месяцев поглощает столько углекислоты, сколько за это же время поглощают три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятых. Различные виды тополей широко используют в озеленении города. Высаживают преимущественно мужские особи (без пуха).

Молодые листочки тополя обладают бактерицидными и заживляющими свойствами.

Осина. Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим, условиям, однако не выносит чрезмерно сухой, а также слишком, бедной питательными веществами почвы.

Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь! в нижней части тёмно-серый, выше он имеет красивую серовато-зеленую окраску. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета — и жёлтый, и красный, и чернильный, и розовый.

У осины есть одна очень характерная особенность — её листики начинают шевелиться даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листочки осины.

В народной медицине считается, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.

Ясень. Посмотрите внимательно на ствол, ветки и листья этого дерева осенью: листья ярко-жёлтые, состоящие из нескольких маленьких листочков, между листиками — гроздья крылаток- «носиков». Это семена. Каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», поэтому ветер уносит маленькие «вертолётики» довольно далеко от дерева завоёвывать новые просторы.

А как ярко вспыхивают жёлтые листья ясеня в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно! Может, поэтому и получило дерево своё название.

Липа долговечна (доживает до 300—400 лет), морозостойка, красива весной, когда стоит вся в розовой дымке, душистая летом, золотистая осенью. Поэтому липы издавна используют в садово-парковом строительстве.

Липа даёт много тени. Она хорошо выдерживает условия современной городской среды, способна хорошо очищать воздух от примесей, поглощает вредные выбросы в несколько раз больше, чем другие древесные породы. Поселившись на шумных улицах, это красивое дерево несёт с собой неповторимую красоту, свежесть и прохладу русского леса, медовый аромат цветения.

Когда липа отцветает, появляются плоды — маленькие круглые орешки. Поздней осенью орешки начинают падать. Чаще всего они падают прямо в снег.

Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на лёгкую перину, защищающую землю от мороза так искусно, что земля в липовом лесу не промерзает даже зимой.

Листья липы плохо проводят тепло, а когда падают, сморщиваются. У листиков заворачиваются края, и между ними остаётся много воздуха. Действительно, для растений в липовом лесу зима немножечко теплее. Если вы будете внимательны на весенней экскурсии, то обязательно заметите, что первые подснежники появляются под липами.

Издавна липовый чай, отвар, мёд являются хорошими средствами от простуды.

Лиственница отличается от всех остальных хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное хвойное дерево лиственницей.

Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Недаром про лиственницу говорят: «Из семейки сосен, ёлок, а зимует без иголок». Хвоя дерева очень мягкая и нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки. В каждом пучке 20—60 хвоинок. Семена ' собраны в небольшие круглые шишечки, которые тёмным цветом контрастно выделяются среди осенней жёлтой хвои.

Лиственница используется в народной медицине для изготовления витаминных сборов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]