ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью;

• узнавать изученные растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;

• определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя;

• определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях;

• фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Метапредметные результаты:

• выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений;

• различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;

• сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника;

• разыгрывать сценки на эту тему;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Личностные результаты:

• понимать, что выращивание цветов — большой труд на радость людям;

• оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника;

• проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; фотографии, открытки или ксерокопированные цветные иллюстрации осенних цветов для украшения класса; атлас-определитель. У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Принесите в класс живые осенние цветы.

ХОД УРОКА

На уроке продолжается знакомство с растениями цветников, начатое в 1 классе.

Тема данного урока очень важна для детей. Знакомясь с растениями цветника, они учатся ценить красоту и уважать труд тех, кто её создаёт. Ведь некоторые импульсивные дети рвут цветы на клумбах города, топчут их, стараясь добраться или до понравившегося цветка, или до упавшего на клумбу мяча. Есть также дети, в основном мальчики, равнодушные к красоте цветов. Поэтому урок должен быть не только информативным, но и эмоциональным.

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 81 учебника. Также учитель может проверить выполненные детьми дома задания № 3 и 4 на с. 49 рабочей тетради.

Целеполагание. Переходя к теме урока, учитель говорит: «Ребята, зима у нас в будущем, а мы сейчас вернёмся в недавнее прошлое — в первый день нового учебного года — 1 сентября. О чём мы сегодня будем говорить? (Учитель включает запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».) Вспомните, при изучении каких тем нас в 1 классе сопровождала эта же мелодия. (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах, осенних цветах.

Аналитический этап. А почему мы будем говорить ещё и о 1 сентября? (Ответы детей.) С букетами каких цветов вы пришли в этот день в школу?» Дети рассказывают, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях, а также в рисунке на с. 82—83 учебника. Учитель спрашивает, какого цвета ещё могут быть гладиолусы, астры, хризантемы, георгины. Дополняет ответы учеников своим рассказом о каждом из изучаемых цветов.

Тренировочные упражнения. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 50 рабочей тетради.

Аналитический этап. После этого учитель спрашивает у учащихся, покупали ли им родители цветы на 1 сентября или же это были цветы из собственного сада. Если выясняется, что кто-либо из детей 1 сентября пришёл в школу с букетом цветов из собственного сада, учитель просит этого ученика рассказать, как выращивают эти цветы. Учитель дополняет рассказ сведениями о том, где в городе (селе) расположены наиболее красивые цветники и какие цветы там высаживаются осенью. В своём описании цветников учитель может использовать некоторые термины садово-паркового строительства (см. дополнительные материалы для учителя).

Тренировочные упражнения. Для закрепления материала этой части урока учитель может предложить учащимся рассмотреть фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 84 учебника и определить, с какими цветами 1 сентября пришли в школу дети.

Аналитический этап. На следующем этапе урока дети знакомятся с поверьями и легендами о цветах, читая текст на с. 84—85 учебника. После этого, разбившись на пары или группы по 3—5 человек, выполняют задание рубрики «Поиграем!» на с. 85 учебника.

Тренировочные упражнения. Затем дети отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!», рассказывая, какие цветы они хотели бы вырастить возле своего дома.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника.

Физкультминутки можно провести под музыку «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 82—85 учебника, задания № 2, 3 и 4 на с. 50—51 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Если у вас есть садовый участок, расскажите ребёнку, какие цветы на нём выращиваются, как ухаживать за этими цветами. Осмотрите с ребёнком наиболее красивые цветники в вашем районе города (в селе). Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 51 рабочей тетради.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Клумба — цветник на пересечении дорожек в парке или сквере, перед главным входом в здание, вокруг фонтанов, пьедесталов памятников.

Рабатка — полоса цветущих травянистых растений шириной от 40—50 до 150 см вдоль дорог с одной или обеих сторон.

Бордюр — узкая (от 10 до 40 см) сплошная полоса цветочных растений вдоль аллеи, дорожки, газона.

Солитер — компактная посадка достаточно высоких цветущих растений (роз, флоксов), выделяющихся на фоне газона.

Партер — сложный цветник большой площади, состоящий из газонов, клумб, рабаток, бордюров. В партер могут быть включены фонтаны, вазы, скульптуры. В крупных партерах обычно имеются дорожки.

Массив — сплошные посадки однотипных растений достаточно большой площади.

Альпинарий — цветочная композиция с использованием естественных камней.

Вазы или переносные контейнеры, цветочные скульптуры — разнообразные вертикальные цветочные композиции, иногда на разновысоких подставках или в виде фигур животных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]