Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки
ГРИБЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока
Предметные результаты:
• знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
• знать строение грибов;
• отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
• приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
• сравнивать грибы по внешнему виду;
• узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике;
• самостоятельно рисовать схему строения гриба;
• осуществлять самопроверку;
• устанавливать связи грибов с растениями и животными;
• различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам;
• обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»;
• обосновывать необходимость бережного отношения к грибам;
• формулировать соответствующие правила экологической этики.
Личностные результаты:
• осознавать необходимость бережного отношения к грибам.
Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; муляжи пластинчатого и трубчатого грибов; книга «Великан на поляне». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний и умений. В начале занятия повторяется материал предыдущего урока по следующим вопросам:
1. С какими цветами осеннего цветника мы познакомились на предыдущем уроке?
2. Какие легенды связаны с гладиолусами? астрами?
3. В какой стране особенно любят хризантемы?
Далее учитель предлагает 1—2 учащимся выступить с докладом о других цветах осеннего цветника.
Целеполагание. Переходом к теме данного урока может быть песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
В начале раскрытия темы учитель задаёт детям вопросы:
«Любите ли вы ходить в лес за грибами? Какие грибы вы собираете? А какие блюда мама готовит из грибов?»
Аналитический этап. Затем учитель сообщает, что грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдаёт грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ. Дети рассматривают рисунок «Связь гриба и дерева» на с. 87 учебника.
Далее учитель читает текст «Не растения и не животные» на «Страничках Умного Совёнка» (с. 125 учебника).
После этого по рисункам на с. 86—87 учебника дети изучают материал о строении шляпочных грибов. С помощью подготовленных муляжей грибов учитель даёт понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. При этом можно сказать, что трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый — на странички книги.
Тренировочные упражнения. Для закрепления данного материала учащимся .предлагается выполнить задания № 1 и 2 на с. 52 рабочей тетради.
Для разрядки после выполнения заданий в рабочей тетради учитель может загадать детям загадки (стихи В. Лифшица):
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной подкладкой.
Если б очень захотели,
Вы найти меня могли б:
Я расту под веткой ели,
Я, ребята, ... (белый гриб).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я ... (подосиновик).
Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, ... (мухомора)!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен,
Меня берегитесь:
Я очень ... (опасен)!
Нас найти не просто
Бывает с непривычки.
Мы жёлтые сестрички,
Весёлые ... (лисички).
Аналитический этап. На следующем этапе урока с помощью рисунков на с. 88 учебника детьми изучаются различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов: белый гриб — желчный гриб, опёнок осенний — ложный опёнок, шампиньон — бледная поганка. Учитель комментирует рисунки, а дети затем пересказывают эти комментарии. Здесь может быть организована работа в парах.
Тренировочные упражнения. Для закрепления этого материала выполняется задание № 3 на с. 53 рабочей тетради.
Аналитический этап. На данном уроке учителю следует уделить внимание и экологическим проблемам: грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сшибают поганки и особенно мухоморы. Учитель читает рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с. 127—128), а затем обсуждает его с детьми по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 89 учебника.
Выводы и обобщения. В конце занятия ученики отвечает на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89 учебника, учитель зачитывает вывод урока.
Региональный компонент. В дополнение к изученным по материалу учебника грибам познакомьте детей с грибами, наиболее часто встречающимися в вашей местности.
Физкультминутки. Под музыку песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» дети выполняют потягивания (гриб растёт), покачивания головой (сдвинул шляпку на бочок), вытягивание рук (гриб просится в лукошко).
Домашнее задание. Теоретический материал на с. 86—89 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Сходите с ребёнком в лес за грибами. Вместе с ним рассмотрите в атласе-определителе раздел о грибах. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 53 рабочей тетради. Расскажите, где можно встретить эти грибы в ближайшем лесу.