ШЕСТИНОГИЕ И ВОСЬМИНОГИЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ШЕСТИНОГИЕ И ВОСЬМИНОГИЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать, чем отличаются насекомые от паукообразных;

• называть этапы развития бабочки и стрекозы;

• описывать паука-крестовика и его сеть;

• узнавать изученных насекомых на рисунках;

• с помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп.

Метапредметные результаты:

• отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям;

• рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых;

• раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых;

• прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых;

• осуществлять самопроверку;

• моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций;

• обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне»;

• обосновывать необходимость бережного отношения к паукам;

• формулировать соответствующие правила экологической этики;

• использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках.

Личностные результаты:

• осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; настенные таблицы развития насекомых и паукообразных (из кабинета биологии); атлас-определитель, книга «Великан на поляне». У учащихся — атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; линейки.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале занятия коротко повторяется материал предыдущего урока.

Общей музыкальной визитной карточкой всех тем о животных во 2 классе, как и в 1 классе, будет заставка к телепередаче «В мире животных». Поэтому учитель может спросить у детей: «Догадались ли вы по звучанию мелодии, к изучению каких тем мы приступаем?»

Перед изучением материала данного урока целесообразно повторить материал о животных, изученный детьми в 1 классе, по следующим вопросам:

1. Какие группы входят в царство животных? (Если дети затрудняются в ответе, то учитель может показать веером карточки с изображениями насекомых, птиц, рыб и зверей.)

2. Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных?

3. Каких насекомых вы знаете?

Целеполагание. Далее учитель задаёт проблемный вопрос, куда исчезают насекомые зимой. Выслушав ответы детей, он сообщает, что зимой исчезают практически все насекомые, кроме тех, которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется (клопы, тараканы, моль).

Тренировочные упражнения. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 54 рабочей тетради. Для экономии времени учитель может предложить раскрасить на уроке 2—3 наиболее простых по окраске насекомых, а других оставить для раскрашивания дома.

Аналитический этап. После выполнения задания в рабочей тетради целесообразно перейти к изучению фаз развития насекомых по рисункам на с. 92 учебника. Дети рассматривают иллюстрации, учитель комментирует и дополняет своё описание чтением текста на «Страничках Умного Совёнка» (с. 125).

Потом учитель сообщает, что есть гусеницы, которые повреждают сельскохозяйственные растения, и человеку приходится с ними бороться (гусеницы капустницы, яблоневой плодожорки, непарного шелкопряда и др.)- Но многие гусеницы не вредят сельскохозяйственным культурам, поэтому их не надо уничтожать. Из них потом выводятся очень красивые бабочки. Для подтверждения этих слов можно сопоставить изображения бабочек на с. 134—136 атласа-определителя с изображениями их гусениц на с. 144.

Тренировочные упражнения. Работа по атласу-определителю продолжается знакомством с жуками (с. 128—133). Дети рассматривают изображения жуков и для наглядности отмеряют на линейках их размеры. После этого учитель задаёт детям первый вопрос из рубрики «Подумаем!» на с. 93 учебника.

Аналитический этап. Следующим этапом урока является изучение паукообразных. При объяснении этого материала нужно подчеркнуть отличие паукообразных от насекомых (восемь ног вместо шести). Выстраивая объяснение материала, учитель должен опираться на жизненный опыт учеников. Он должен выяснить, видели ли дети в лесу паутину с пауком, наблюдали ли, как летают на паутинке паучки во время бабьего лета, приходилось ли видеть, как паук добирается по паутине до попавших в неё насекомых (жертва запутывается в клейкой паутине, и, чем больше она бьётся, тем больше запутывается). Здесь можно предложить детям вспомнить сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (большинство учащихся знает это произведение наизусть) и назвать её главных персонажей.

Тренировочные упражнения. Для закрепления сведений об отличии насекомых от паукообразных дети выполняют задание № 3 на с. 55 рабочей тетради.

В конце урока учителю вновь следует обратить внимание на экологические проблемы: прочитать и обсудить с учащимися рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне» (с. 57—58), а также ответить на второй проблемный вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 93 учебника.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся ответами на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 93 учебника.

Региональный компонент. Для южных районов России. Обратите особое внимание на бережное отношение к цикадам и светлячкам, так как дети очень любят их ловить, в результате чего эти насекомые гибнут в больших количествах.

Физкультминутки можно провести под музыку заставки к телепередаче «В мире животных».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 90—93 учебника, задания № 2 и 4 на с. 55 рабочей тетради; закончить задание № -1 на с. 54 рабочей тетради (раскрасить тех насекомых, которых не успели раскрасить на уроке).

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 55 рабочей тетради. В книге «Зелёные страницы» вместе с ребёнком прочитайте и обсудите рассказы «Страница восьмая, события которой происходят в паутинном царстве» (с. 80—84) и «Страница девятая — о сложных отношениях человека и насекомых» (с. 85—89).






Для любых предложений по сайту: [email protected]