ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;

• различать перелётных и зимующих птиц;

• узнавать на рисунке изученных птиц;

• приводить примеры перелётных и зимующих птиц;

• наблюдать за птицами своей местности;

• определять их с помощью атласа-определителя;

• фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий.

Метапредметные результаты:

• отвечать на вопросы о птицах;

• выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим;

• классифицировать перелётных и зимующих птиц по известным признакам;

• выделять в тексте учебника проблемные вопросы;

• высказывать предположения, отвечая на них;

• осуществлять самопроверку;

• отгадывать народные загадки о птицах.

Личностные результаты:

• осознавать важность чувства любви к родной природе.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», запись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); карта полушарий. У учащихся — атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале занятия необходимо коротко повторить материал предыдущего урока.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока, как и предыдущего, является заставка к телепередаче «В мире животных».

Называя тему урока, учитель акцентирует внимание на том, что на данном занятии дети узнают много нового из жизни птиц, поэтому тема и называется «Птичьи секреты».

Аналитический этап. Изучение материала можно организовать как комбинированную работу с пошаговой подачей информации (метод из арсенала программированного обучения: читается порция информации, закрепляется, затем новая порция и т. д.).

I шаг. Аналитический этап. Учитель или хорошо читающий ученик читает первые два предложения текста на с. 94 учебника. Затем учащиеся рассматривают изображения перелётных птиц. Учитель выясняет, каких из этих птиц дети видели в природе.

Тренировочные упражнения. Выполняется задание № 1 на с. 56 рабочей тетради: дети находят изображения перелётных птиц, вписывают в кружочки номера их названий, перечисленных в тексте задания. Далее зелёным карандашом или фломастером обводят изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех из них, которых видели в природе.

II шаг. Аналитический этап. Учитель или ребёнок читает до конца первый абзац текста на с. 94 учебника. Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Затем учитель читает первый абзац текста «Птичьи секреты» на «Страничках Умного Совёнка» (с. 126 учебника).

Выводы и обобщения. Вместе с детьми учитель делает вывод: учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. Учитель добавляет, что часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии, и показывает учащимся по карте полушарий пути перелётов птиц из средней полосы России.

III шаг. Аналитический этап. Учитель или ученик читает второй абзац текста на с. 94 учебника. Учитель задаёт вопрос: «Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние нет?»

Выводы и обобщения. Вместе с детьми учитель делает вывод: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля — снегом, поэтому птицы улетают в тёплые края, где нет снега и льда, где всегда есть корм.

Здесь учитель может добавить, что птицы не остаются на юге на лето, потому что летом им там будет слишком жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв (звучит мелодия песни «Расскажите, птицы»).

IV шаг. Аналитический этап. Учитель или ребёнок читает третий абзац текста на с. 95 учебника. Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени. Затем учитель читает второй абзац текста «Птичьи секреты» на «Страничках Умного Совёнка» (с. 126 учебника).

Выводы и обобщения. Вместе с детьми учитель делает вывод: о времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы. Учитель может добавить, что есть и ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Например, наши утки зимуют вне границ России и летят от Подмосковья до долины Нила, в Иран и Индию (показывает по карте). Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы, которые летят ночью. Они, скорее всего, ориентируются по звёздам. Но вот загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней — старые; Молодым птицам, родившимся в данном году, никто не показывает дорогу. Вот это до сих пор неразрешённая загадка.

V шаг. Аналитический этап. Учитель рассказывает детям о том, как летят птицы: мелкие птицы и грачи — большими стаями, кулики — шеренгой, гуси и журавли — углом (клином).

VI шаг. Аналитический этап. Учитель или ребёнок читает последний абзац текста на с. 95 учебника. Затем на этой же странице учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц. Учитель читает третий абзац текста «Птичьи секреты» на «Страничках Умного Совёнка» (с. 126 учебника).

Тренировочные упражнения. В задании № 1 на с. 56 рабочей тетради дети находят изображения зимующих птиц, вписывают в кружочки номера их названий, перечисленных в тексте задания. Далее синим карандашом или фломастером обводят изображения зимующих птиц и закрашивают кружочки около тех из них, которых видели в природе.

Выводы и обобщения. Затем учитель вместе с детьми делает вывод, что зимовать остаются те птицы, которые могут найти себе корм даже в суровых условиях зимы. Учитель добавляет: «Многие зимующие птицы не делают запасов, а питаются тем, что смогут найти. Скорее всего, вы видели, как зимой синицы, воробьи, поползни что-то склёвывают на ветках. А вот что? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к материалу предыдущего урока. (Зачитывается второй абзац на с. 90 учебника.) Так что ищут птицы в голых ветвях деревьев? (Насекомых.) Вы все видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же тогда они питаются? (Ягодами рябины, калины.) А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и пищевыми отходами человека».

VII шаг. Аналитический этап. Дети знакомятся с материалом народного календаря: читают текст на с. 96 учебника, рассматривают репродукцию картины А. С. Степанова «Журавли летят». Учитель обращает внимание учащихся на то, что на картине журавли летят углом (клином). Один из учеников или учитель читает материал о художнике А. С. Степанове на «Страничках Умного Совёнка» (с. 126 учебника).

Выводы и обобщения. В завершение урока дети работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!» на с. 97 учебника. Затем вместе с учителем формулируют выводы.

Региональный компонент. В классах школ Крайнего Севера целесообразно упомянуть об откочёвывании полярных сов, снегирей и стерхов на юг и в среднюю полосу России. В классах школ южных районов, особенно Астраханской области, необходимо сказать о прилёте птиц на зимовку из средней полосы и необходимости их охраны.

Физкультминутки можно провести под музыку песни «Расскажите, птицы».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 94—97 учебника, задание № 2 на с. 57 рабочей тетради (на основании чтения из книги «Зелёные страницы» рассказов «Куда, как и когда?» (с. 165—168), «А кто остаётся?» (с. 169—171) выписать названия перелётных и зимующих птиц), задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком из книги «Зелёные страницы» прочитайте рассказы «Куда, как и когда?» (с. 165—168), «А кто остаётся?» (с. 169—171). Помогите выполнить задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]