КАК РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

КАК РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;

• узнавать изучаемых животных по описанию.

Метапредметные результаты:

• устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;

• выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных;

• по рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца;

• объяснять значение наблюдаемых изменений;

• раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков;

• обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне»;

• формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

• осознавать важность проявления любви к родной природе.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных». У учащихся — ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал о перелётных и зимующих птицах по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 97 учебника. После первого из этих вопросов целесообразно проверить выполнение задания № 2 на с. 57 рабочей тетради, а после последнего вопроса — доклады учеников по заданию № 3 на с. 57 рабочей тетради.

Целеполагание. Звучит музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Учитель говорит, что от неблагоприятных зимних условий перелётные птицы улетают в тёплые края, а нелетающие животные такой возможности не имеют, поэтому вынуждены приспосабливаться к суровым условиям зимы.

Учитель задаёт проблемный вопрос: «Ребята, как вы думаете, куда с наступлением холодов исчезают такие животные, как лягушки, жабы и змеи?»

Дальнейшее изучение материала также целесообразно организовать как пошаговое усвоение информации.

I шаг. Подготовка к зиме земноводных и пресмыкающихся. Аналитический этап. Зачитывается первый абзац текста на с. 98 учебника. Учитель добавляет: «У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Брал ли кто-нибудь из вас в руки ужа или лягушонка? Какими они вам показались — тёплыми или холодными? (Ответы детей.) Это потому, что температура тела человека... (Какая? — Ответы детей.), а температура воздуха летом... (Какая? — Ответы детей.) Осенью температура воздуха понижается. Эти животные становятся сонными, вялыми. Змеи часто заползают на пеньки, чтобы погреться на солнце, насекомые, которыми они питаются, постепенно исчезают. Осенью змеи забираются по несколько штук под пни, коряги, свиваются в клубок и цепенеют».

Тренировочные упражнения. Для закрепления этого материала выполняется задание № 1 на с. 58 рабочей тетради: дети по описанию определяют животное, подписывают, находят в приложении его изображение, вырезают и вклеивают в соответствующие описанию окошки. Делается вывод: лягушки, жабы и змеи на зиму впадают в оцепенение.

II шаг. Изменение осенью шёрстного покрова лесных зверей. Аналитический этап. Зачитывается второй абзац текста на с. 98 учебника, рассматриваются изображения белки и зайца в летней и зимней шубке на с. 99 учебника. Учитель задаёт вопрос: «А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?» (Ответы детей.) Учитель сообщает: «У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, куницы, а защита — только скорость ног. Поэтому им нужна защитная окраска».

III шаг. Как и какие животные делают запасы на зиму. Зачитывается третий абзац текста на с. 99 учебника. Учитель дополняет текст, говоря, что запасы на зиму делает и бурундук (можно показать его изображение на карточке или настенной таблице животного мира тайги, обратить внимание на внешний вид зверька (пять полосок на спине), но зимой он спит, а запасы съедает весной. В основном это очень питательные кедровые орехи.

Тренировочные упражнения. Для закрепления этого материала выполняется задание № 3 на с. 59 рабочей тетради.

IV шаг. Подготовка животных к зимней спячке. Аналитический этап. Зачитывается четвёртый абзац текста на с. 99 учебника. Учитель добавляет, что у медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются её молоком, а она продолжает дремать. Если медведя зимой нечаянно разбудить, то он с голода станет очень опасным зверем, будет нападать на домашний скот и даже на людей. Таких медведей называют шатунами. Кроме ежей, медведей и бурундуков, в зимнюю спячку впадают сурки, суслики, барсуки, сони.

Тренировочные упражнения. Для закрепления данного материала выполняется задание № 4 на с. 59 рабочей тетради. Можно также предложить детям отгадать, о ком говорится в рассказе-загадке рубрики «Отгадаем» на с. 100—101 учебника.

V шаг. Зимняя спячка летучих мышей. Аналитический этап. Зачитывается текст и рассматриваются рисунки и фотография на с. 100 учебника.

Если на уроке останется время, дети с помощью учителя в книге «Великан на поляне» читают рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» (с. 89—90) и обсуждают его по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 101 учебника.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

Региональный компонент. В классах школ северных и южных районов России необходимо максимально использовать наглядный материал, так как животных, упоминаемых в текстах учебника и настоящего методического пособия, дети могут вообще не знать. Особое внимание стоит уделить: в классах школ северных районов — наступлению осени в августе, полярной ночи, отлёту птиц, откочёвыванию на юг леммингов и песцов, способам добывания пищи одомашненными северными оленями, волкам как санитарам оленьих стад; в классах школ южных районов — прилёту зимующих птиц, наступлению осени в ноябре, дождям, кочёвке овечьих стад в Калмыкии, подготовке к спячке степных грызунов и т. п.; в классах школ горных районов — миграциям горных животных и т. п.

Физкультминутки можно провести под музыку заставки к телепередаче «В мире животных».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 98—100 учебника, задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Перечитайте с ребёнком из книги «Великан на Поляне» рассказы «Про дикого ежа и домашние неприятности» (с. 89—90), «Звериные норы и птичьи гнёзда» (с. 85—88). Обсудите их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]