НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

• приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу;

• делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Метапредметные результаты:

• извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

• анализировать рисунок и схемы в учебнике;

• соотносить рисунок и схему между собой;

• сравнивать разные виды схем;

• рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;

• моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем;

• обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне»;

• формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

• осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); настенная таблица «Связи в живой природе» (если есть) или слайд для мультимедийной проекции. У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока необходимо повторить материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока может быть первый куплет песни «Расскажите, птицы».

Во вступительной беседе учитель сообщает: «На сегодняшнем уроке мы возвращаемся к проблемам экологии. Давайте вспомним, что изучает эта наука». (Ответы детей. Если учащиеся забыли, учитель возвращает их к определению экологии на с. 48 учебника.) Затем обсуждаются вопросы рубрики «Вспомним» на с. 102 учебника. Если дети забыли материал 1 класса, учитель помогает им наводящими вопросами: «Какое значение имеет вода в жизни растений? в жизни животных? в жизни человека? Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озёр, морей, океанов будут загрязнены отходами производства? Какую пользу приносят растения животным? Какую пользу приносят грибы растениям? А растения грибам? И т. д.». После обсуждения учитель подытоживает: «Правильно поётся в песне о том, что планета наша — хрупкое стекло».

Затем учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке дети узнают на конкретных примерах, какие связи существуют в природе. Изучение строится на основе пошаговой подачи информации.

I шаг. Аналитический этап. Дети рассматривают рисунок на с. 102 учебника и обсуждают его по вопросам: «Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? По какому признаку вы определили, что это дуб? Что уносят с дуба белка и птица сойка? Что ест под дубом лесная мышь? Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? А чем являются жёлуди для дуба?» После беседы учитель или хорошо читающий ученик читает три первых абзаца текста на с. 102 учебника. Затем класс делает вывод: «Дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки».

Затем дети рассматривают схему на с. 103 учебника, а учитель задаёт вопросы: «Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? Вспомним, как эти животные готовятся к зиме». (Ответы детей.) Далее текст на с. 103 читается каждым ребёнком про себя, после чего дети отвечают компетентно на поставленные ранее вопросы.

Тренировочные упражнения. Для закрепления материала выполняется задание № 1 на с. 60 рабочей тетради, читается и обсуждается рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне» (с. 115—118).

II шаг. Аналитический этап. Переходя к изучению связей между орешником и грызунами, учитель спрашивает: «А чем, кроме желудей, ещё питается белка? Откуда вы это знаете?» — и цитирует отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина:

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

Учитель: «Оказывается, что мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника».

Тренировочные упражнения. Затем дети читают первый абзац текста на с. 104 учебника и выполняют первую часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради.

III шаг. Аналитический этап. Рассмотрение связей между рябиной и дроздами можно начать со строк из стихотворения А. К. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Далее учитель говорит, что яркие кисти рябин привлекают не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся её ягодами. Дети рассматривают рисунок на с. 104 учебника, находят изображения рябины и птицы. Далее читают до конца текст на с. 104—105 учебника и делают вывод о том, что не только рябина является кормильцем дрозда, но и дрозд полезен рябине, потому что рассеивает её семена.

Тренировочные упражнения, выводы и обобщения. Весь материал урока обобщается при выполнении задания № 4 на с. 61 рабочей тетради и по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 105 учебника.

Региональный компонент. Особенно актуален для классов школ Крайнего Севера, где нет изучаемых на данном уроке взаимосвязей. Поэтому они даются в ознакомительном плане, а основное внимание уделяется реально наблюдаемым в тундре взаимосвязям «морошка — белая куропатка», «лемминг — песец» и т. д.

Физкультминутки можно провести под музыку песни «Расскажите, птицы».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 102—105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Понаблюдайте вместе с ребёнком за поведением и питанием зимующих птиц поздней осенью. Помогите ребёнку привести свой пример связей между растениями и животными и оформить его в задании № 3 на с. 61 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]