Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки
ОСЕННИЙ ТРУД - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока
Предметные результаты:
• знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным;
• выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.
Метапредметные результаты:
• сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас;
• соотносить работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы;
• выявлять общее и различное;
• конструировать алгоритм изготовления осенней куклы;
• контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы.
Личностные результаты:
• осознавать многообразие работы осенью в городах и сёлах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы;
• понимать важность и необходимость уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы.
Оборудование. У учителя — кукла-зернушка, кукла-льняница, кукла-многоручка, волшебный клубочек. У учащихся — ножницы, материалы для изготовления куклы-многоручки (два пучка соломы или мочала указанных в рабочей тетради размеров, цветные нитки, кусочки ткани).
ХОД УРОКА
Вариант 1. Урок может быть проведён на прогулке, в форме свободного общения учителя с классом. Учитель просит детей оглядеться, подумать, как, нужно потрудиться перед зимой во дворе, парке. Что нужно сделать дома? Какой помощи ждут от людей животные? Можно поинтересоваться, как приготовился к зиме муравейник, полюбопытствовать, кто спрятался под опавшими листьями, в коре деревьев. Возможно участие детей в посильных работах. Это может быть помощь по уборке пришкольной территории, подготовке к зиме растений школьного участка и комнатных растений класса, подготовка грядок школьного участка под зиму, подготовка луковичных растений к зимней выгонке.
Вариант 2. Целеполагание. Если урок проходит в обычной форме, то учитель начинает его со знакомства детей с куклой-многоручкой. Учитель разыгрывает диалог знакомых детям куклы-льняницы и куклы-зернушки:
Кукла-зернушка:
— Столько зерна напасла! А пряжи ещё не напряла...
Кукла-льняни да:
— А я всё пряла да пряла, да деревья на зиму не обвязала, капусту не посолила!
Кукла-зернушка:
— Да где же всё осенью успеть! Было бы не две руки, а побольше, вот тогда бы точно везде поспели!
Затем учитель достаёт куклу-многоручку и представляет её детям: «А вот и я, кукла-многоручка. Везде успеваю, всё у меня сделано: и дома, и в саду, и в огороде, и в поле, и за детьми присмотрено. Посчитайте-ка, ребята, сколько у меня рук. И всё равно осенью тяжело приходится». Учитель спрашивает детей: «Как вы думаете, почему осенью так много дел у людей? Давайте вспомним, какие работы людей в селе и городе вы наблюдали летом. А осенью? В какой работе вы сами принимали участие?»
Аналитический этап. Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами прочитаем, что рассказывает нам учебник об осеннем труде. Кто-нибудь будет читать, а остальные будут внимательно слушать и считать: хватит ли нашей кукле-многоручке её рук, чтобы все дела успеть сделать». Дети по очереди читают абзацами текст на с. 106—109 учебника. Очерёдность можно определить передачей волшебного клубочка в сопровождении прибаутки. Например:
Лучина, лучина,
Я тебя сушила.
Гори, гори ярко,
Придёт Захарка.
Сам на лошадёнке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Слуги на козлятках.
Можно приговаривать, как при игре в горелки:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Читает абзац тот, у кого по окончании приговорки останется в руках клубочек.
Тренировочные упражнения. Содержание каждого абзаца учитель сравнивает с жизненным опытом детей, просит поделиться своими наблюдениями. Спрашивает мнение учащихся о необходимости того или иного вида осеннего труда. Предлагает назвать самую привлекательную для каждого работу. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 62 рабочей тетради.
Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, вот сколько мы назвали осенних работ! Давайте их ещё раз перечислим и посчитаем, хватит ли нашей кукле-многоручке рук для выполнения этих работ. А потом вы и сами можете сделать кукол-многоручек, разобрав схему в задании № 3 на с. 63 рабочей тетради. Теперь, когда вы знаете, как много дел осенью, вы каждый смастерите своей куколке столько рук, чтобы она успела сделать все дела». Мальчикам учитель может предложить сделать куклу-работника в мужской одежде.
Выводы и обобщения. В конце занятия учитель обсуждает с детьми вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 109 учебника. Зачитывает вывод урока и просит детей сформулировать его своими словами.
Региональный компонент. Расскажите детям о видах осеннего труда, характерного для вашего края. По возможности предложите им поучаствовать в этих работах.
Физкультминутки. При передаче детьми друг другу волшебного клубочка.
Домашнее задание. Теоретический материал на с. 106—109 учебника, задание № 2 на с. 62—63 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Предложите ребёнку выполнить вместе с вами посильную работу по подготовке к зиме квартиры, дома, подворья. Совместный труд завершите чаепитием со свежеиспечёнными оладушками. В старину это называлось «запекать углы».