БУДЬ ЗДОРОВ! - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

БУДЬ ЗДОРОВ! - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• выполнять правила здорового образа жизни в осенний период;

• знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трёх народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края).

Метапредметные результаты:

• формулировать правила здорового образа жизни осенью;

• поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом;

• корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;

• контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Личностные результаты:

• осознавать важность и необходимость благожелательного общения друг с другом.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка с двойным комплектом кукольной тёплой одежды, волшебный клубочек; рисунки разных эпох, на которых изображены дети; карта России. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Заранее попросите детей, чтобы они подобрали дома и принесли на урок свои фотографии, где запечатлены игры летом и осенью.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель показывает детям кукол-помощников, одетых не по погоде (одна из кукол — слишком тепло, укутана так, что только нос виден, в её одежде использованы комплекты одежды для двух кукол; другая кукла одета слишком легко). Куклы здороваются с детьми и начинают чихать. Учитель: «Будь здоров! И ты будь здорова! Да что это с вами случилось? Отчего вы разболелись? Хотя, кажется, мне понятно, в чём причина вашего недуга. А вы, ребята, как думаете?» Учитель выслушивает ответы детей. Вместе с ними называет важные составляющие здорового образа жизни: закаливание, труд, физические упражнения на свежем воздухе, умение одеваться по погоде. Предлагает детям переодеть кукол с учётом погоды. Вызвавшиеся ученики одевают кукол. Затем учитель обсуждает с детьми их одежду для прогулок.

Аналитический этап. Далее учитель предлагает детям рассмотреть рисунки разных эпох, на которых изображены дети (например, фрески Древнего мира — Египта, Римской империи, Греции, фрагменты голландских полотен, «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, старинные поздравительные открытки, вырезки из журналов мод и периодики минувших лет, иллюстрации детских книг). Дети называют самые удобные, на их взгляд, костюмы. Учитель предлагает желающим разработать и нарисовать на отдельных листах бумаги свои модели прогулочной одежды либо сделать рисунок прогулки. Готовые работы потом используются в классной выставке вместе с иллюстрациями, уже показанными детям.

Учитель сообщает о пользе сезонных народных игр для здоровья. Вместе с детьми обсуждает, в какие игры они любят играть летом и осенью. Расспрашивает, какие игры народов края или просто дворовые подвижные игры известны детям. Рассказывает детям об играх своего детства, при этом описывает участников, называет их имена, даёт им характеристики как игрокам и товарищам, возможно, даже приводит пример, кто из них кем стал во взрослой жизни. Если есть возможность, учитель показывает фотографии из своего детства. Это создаёт доверительную атмосферу и побуждает учеников рассказать о собственном игровом опыте.

Учитель: «Ребята, игры дарят нам хорошее настроение, верных друзей, здоровье. А что вы ещё заметили по своему опыту, какие полезные качества вырабатывают в нас игры? Например, игра в прятки. Каким нужно быть, чтобы играть в прятки? (Терпеливым, внимательным, быстрым, наблюдательным, уметь управлять собой.) Давайте теперь назовём другую игру, какую вы любите, и определим, какие качества она вырабатывает, оценим её пользу». Дети выбирают игры и называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения.

Тренировочные упражнения. Затем выполняют задания № 1 и 2 на с. 64 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «В игры играют все дети по всей Земле. Давайте заглянем на Северный Кавказ, узнаем больше об играх детей в этом краю (показывает на карте расположение Северного Кавказа). Для этого нужно сесть на поезд или самолёт». Дети выбирают транспорт и «летят на самолёте» (разведя руки) или «едут на поезде» (согнув руки в локтях, двигают ими в такт, имитируя движение колёс). Учитель читает текст игр на с. 111—112 учебника.

Тренировочные упражнения. При прочтении учитель обсуждает с детьми следующие вопросы: «На правила каких игр, знакомых вам, похожи правила аварской и осетинской игр? Можно ли по рисункам догадаться, где происходит игра, в каком уголке нашей страны?» (По костюмам.) Обсуждаются также вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 113 учебника.

Выводы и обобщения. Учитель: «Ребята, вы уже знаете, что в конце каждого урока в учебнике есть вывод. Попробуйте сейчас сами сделать вывод из нашего урока». Дети формулируют выводы. Затем учитель суммирует ответы детей, читая выводы учебника. Фразу «Кто в народные игры играет — никогда больным не бывает!» класс произносит хором.

На уроках физкультуры или на прогулке дети учатся играть в игры, с которыми они познакомились на уроке. Можно начать игровую эстафету среди параллельных классов, в которой каждый класс предлагает игру недели. Правила могут объявляться в общешкольной газете. Затем выбирается игра года.

Региональный компонент. Познакомьте детей с играми народов своего края, подходящими для забав осенней порой в разную погоду (игры на свежем воздухе, игры в помещении).

Физкультминутки можно провести с элементами комплекса утренней зарядки. В качестве физкультминутки выступит и воображаемое путешествие на Северный Кавказ на самолёт? или поезде (см. описание выше).

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 110—112 учебника, задание № 3 на с. 65 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Побеседуйте с ребенком о своих детских играх и занятиях в осеннюю пору. По возможности обучите его вашей любимой игре и поиграйте с ним вместе. Помогите ребёнку выполнить задание № 3 на с. 65 рабочей тетради. Используйте для этого не только беседы со старшими, родственниками, но и поиск по народ- НОЙ культуре в книгах или в Интернете.


* Примечание. На данном уроке можно использовать прочтение и театрализацию стихотворения Д. Хармса «Игра».






Для любых предложений по сайту: [email protected]