ОХРАНА ПРИРОДЫ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ОХРАНА ПРИРОДЫ ОСЕНЬЮ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

• знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;

• знать правила охраны природы осенью;

• по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц.

Метапредметные результаты:

• анализировать рисунки учебника (условные знаки);

• рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков;

• обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе;

• извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;

• предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России;

• составлять фоторассказ об осенней прогулке.

Личностные результаты:

• понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;

• осознавать важность изучения страниц Красной книги.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, запись песни «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); увеличенные ксерокопии рисунков гриба-барана, водяного ореха, уток-мандаринок. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Перед уроком учитель вывешивает репродукции картин и фотографии с видами осенней природы.

Начинается занятие с прослушивания записи музыки («Осенняя песня» П. И. Чайковского). Затем учитель ставит задачу перед детьми — рассказать, о чём эта музыка, что в ней слышится, какое в ней настроение, к каким репродукциям на классной выставке она больше всего подходит. Учитель произносит имя композитора и название музыкального произведения. Возможно, ещё раз включает запись и просит детей сказать, что изменилось в их восприятии музыки после того, как им стало известно название произведения.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. Разведём руками ветки. (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) И вот мы вступили на лесную тропу. Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнём лесной воздух. Скажите, что можно увидеть, почувствовать в осеннем лесу? Каких птиц можно услышать? Какие животные дают о себе знать?* Дети отвечают. Учитель обсуждает с ними их ответы.

Учитель продолжает: «Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что можно принести домой из леса? (Грибы, орехи.) Вот как раз и гриб! (Учитель делает вид, что наклоняется и поднимает изображение гриба- барана, прикрепляет его к доске. Зачитывает детям текст на с. 116 учебника, посвящённый этому живому организму.) А теперь познакомимся с орехом, который вряд ли кто-то из вас пробовал. (Переворачивает листок с изображением водяного ореха, прикреплённой к доске, лицевой стороной к детям. Закрепляет изображение на доске и рассказывает об этом растении.) Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы. Они далеко, придётся взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков «бинокли», «настраивают» их.) Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут мандаринками». Учитель читает текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках.

Учитель: «Мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия? Что между ними общего? (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.) Кто помнит, что такое Красная книга? Приведите примеры растений и животных из Красной книги. А теперь давайте подумаем, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять представителей Красной книги, о которых мы узнали сейчас?

Ребята, что в наши дни угрожает живой природе? А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля? Что зависит от нас, чтобы такого не случилось? Как вы охраняете природу? Что мы можем сделать прямо сейчас? Какие правила помогают охране грибов? Как мы можем осенью участвовать в охране животных?»

Тренировочные упражнения. Затем учитель разделяет класс на шесть групп. Каждой группе выдаётся увеличенная ксерокопия одного из значков-предупреждений со с. 114—115 учебника.

Учитель сообщает: «Каждая из наших групп — команда спасателей природы. В этих значках «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику». Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, сообщает учителю о готовности отвечать.

Аналитический этап. Учитель: «Теперь будьте внимательны. Мы продолжим нашу прогулку, но в какой-то момент я буду показывать природоохранный знак. И те спасатели, кто готовился к рассказу об этом знаке, будут объяснять нам его смысл. Итак, вступаем на тропинку леса, полного растениями и животными, их удивительными тайнами и загадками». Учитель вновь включает музыкальную запись. Затем сводит звучание на нет и в произвольном порядке показывает детям знаки. Выступление каждой группы учитель завершает чтением соответствующего текста из учебника.

Учитель: «Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остаётся только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. Но смотрите — на опушке виднеется домик. (Обращает внимание детей на фотографию домика рядом с рубрикой «Вспомним» на с. 114 учебника.) Рассмотрите его. Какую сказку он вам напоминает? Мне кажется, что это домик из сказки «Теремок». Кто помнит, какие жители поселились в нём? Вспомните, как весело, дружно они в нём жили. Как в этом домике-кормушке! Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу. И никогда не будем вести себя в природе так, как сказочный медведь, который пришёл и всё разрушил. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Всё хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы».

Тренировочные упражнения. Дети выполняют задания № 3 и 4 на с. 68—69 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель сначала сам зачитывает вывод урока на с. 117 учебника, а потом говорит: «Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего урока».

Региональный компонент. Приведите детям примеры заботливого отношения к растениям и животным своего края накануне зимы.

Физкультминутки. Физкультурный комплекс упражнений под запись песни «Не дразните собак».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 114—117 учебника, задание № 5 на с. 69 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребёнка рассказать вам об охране природы осенью, об особенностях осенней жизни редких растений и животных своего края. Почитайте с ребёнком книги о животных. Если есть возможность, в Интернете найдите дополнительные интересные сведения о растениях и животных своего края или о тех, с которыми познакомились в прочитанных вами книгах. На основе этих материалов помогите ребёнку выполнить задание № 5 на с. 69 рабочей тетради.

Постарайтесь, используя памятку к заданию № 1 на с. 66 рабочей тетради, в течение осеннего периода посадить дерево или кустарник около дома или на даче. Смастерите вместе кормушки и начните подкармливать птиц (задание № 2 на с. 67 рабочей тетради).

Во время осенних прогулок полюбуйтесь красотой природы и своего города (села), понаблюдайте за жизнью людей. Сделайте фотографии и выполните вместе с ребёнком творческое задание на с. 70 рабочей тетради.


ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

(раздел «Осень»)

По возможности организуйте экскурсии в природный заповедник, ботанический сад, зоопарк для знакомства с редкими растениями и животными, занесёнными в Красную книгу своего края.

В краеведческом музее посетите экспозиции, представляющие орудия труда для старинных осенних женских и мужских работ своего края; предварительно договоритесь с сотрудниками музея об использовании интерактивных приёмов во время экскурсии.

Предложите родителям организовать коллективную работу детей на основе взаимной помощи по обычаям народов своего края (например, заготовка капусты на зиму).

Изучайте с детьми старинные игры (забавы) народов своего края на свежем воздухе и в помещении осенью.

Проведите (желательно с участием родителей) один или несколько осенних праздников по обычаям народов своего края с использованием выученных и ещё не знакомых детям старинных забав и потех.






Для любых предложений по сайту: [email protected]