ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;

• наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето;

• иметь общее представление о жизни художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина и о главной теме их художественного творчества;

• называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся.

Метапредметные результаты:

• соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края;

• использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме;

• сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев;

• характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка;

• сочинять устный рассказ по картине;

• сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме;

• подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой.

Личностные результаты:

• делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; таблички с названиями зимних месяцев (современные названия и латинский вариант на русском языке); картонная рамка 20x30 см.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Начиная урок, учитель говорит: «Ребята, сегодня нам снова предстоит войти в наш волшебный год-сад. Кто помнит загадку о нём? О чём в Ней говорится? Давайте я напомню вам её начало: «Есть у моего батюшки сад...» (С помощью учителя или самостоятельно дети восстанавливают текст загадки. Учитель может помочь детям, нарисовав опорный рисунок на доске.)

Ворота волшебного сада нам откроют три сказочных брата. На их роли мы пригласим кого-то из наших мальчиков. (Учитель или сами дети выбирают троих учеников. Учитель выдаёт исполнителям таблички с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус.) Нам нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов». Учитель даёт возможность детям высказаться. При необходимости подсказывает классу: «Имена братьев связаны с зимой, с названиями зимних месяцев. Как называются зимние месяцы?»

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья. Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке. Очень важно сказать по-настоящему хором: все вместе, чётко, ясно! Вот ворота и раскрылись. Мы — во второй части года-сада. А как называлась первая часть, в которой мы побывали на одном из прошлых уроков?»

Тренировочные упражнения. Для закрепления этой части материала урока дети начинают выполнять задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

Аналитический этап. После этого учитель говорит: «Наша страна очень большая. В одних её уголках зима — долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце покидает людей на всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может пройти всего несколько раз, скоро тает, и зима быстро уступает место следующему за ней времени года. Как оно называется? Расскажите, какая зима в наших краях. Как долго длится зима в нашем крае: три месяца? Представьте, что наш друг (учитель достаёт одну из кукол-помощников) берёт у вас интервью. Что вы ему расскажете? Может быть, кто-то помнит стихи о зиме?» Учитель подходит с куклой к отвечающим ученикам.

Тренировочные упражнения. Затем дети выполняют задание № 3 на с. 4 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель прикрепляет к доске таблицы с современными названиями зимних месяцев и сообщает: «Сейчас вы услышите старинные названия одного из зимних месяцев. Подумайте, какого!» Учитель читает несколько из предложенных в учебнике названий декабря: студень, студный, холодень, ледостав, годопроводец. Обсуждает с детьми их ответы.

Учитель: «Какие особенности декабря подмечены в названиях? А теперь подумайте: о каком месяце сейчас пойдёт речь? (Зачитывает названия января: просинец, сечень.) А какой месяц назывался в старину «межень», «крутень»? (Выслушивает ответы детей.) Чтобы разобраться, послушаем объяснение учебника».

Учитель читает в учебнике на с. 6 текст «Зима в трёх месяцах владыка». После этого уточняет понимание детьми прочитанного по вопросам: «Какой месяц в прошлом называли «просинец», «сечень»? Почему? Почему месяц февраль называли «крутень», «межень»?»

Учитель: «Ребята, можно ли сказать, что народные названия месяцев — поэтичные, что они сродни стихотворениям? Можем ли мы их назвать маленькими произведениями устного народного творчества, крупицами великолепной сокровищницы — русского языка, родного для многих людей в нашей стране? Какие старинные названия месяцев вам запомнились? Какой один и тот же признак отражён в старинных названиях декабря и января? (Учитель ещё раз зачитывает старинные названия этих месяцев.) Почему?»

Тренировочные упражнения. Затем учитель приводит названия зимних месяцев в языках народов своего края, обсуждает их значение с детьми и предлагает завершить задание № 1 и выполнить задание № 2 на с. 3 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель говорит: «Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам каждому прочитать про себя стихотворение Галины Галиной. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать это стихотворение вслух для всех, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк». Дети читают стихотворение про себя. Затем учитель вызывает желающих. Спрашивает после прочтения: «Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?»

Учитель: «Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин на с. 4—5 учебника. Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили художники? Какие признаки этих месяцев мы видим на картинах? Как художники воспевают красоту зимней природы? С помощью чего?»

Тренировочные упражнения. «Представьте, что вы — экскурсоводы в музее. Вам нужно рассказать об этих картинах таким же ученикам, как вы. Попробуйте сочинить короткий рассказ о понравившейся картине. При этом постарайтесь вспомнить свои знания о зимней погоде и определить по состоянию природы, какой из зимних месяцев изображён художником. Используйте старинные названия зимних месяцев. Обязательно назовите фамилию художника, о картине которого рассказываете».

Аналитический этап. После рассказов учащихся учитель сообщает: «Для того чтобы написать картину, мало только мастерски владеть кистью и красками. Нужно обязательно уметь раскрывать сердце навстречу красоте и находить те уголки природы, которые будут лучше всего выглядеть на картине. Попробуйте и вы найти красивый сюжет для картины. Для этого нужно сделать рамку из картона и попробовать через неё посмотреть на окружающий мир. Она станет рамой для вашей будущей картины. (Учитель демонстрирует детям рамку и приёмы обращения с ней.) Мы рассматривали с вами произведения двух великих русских художников. Сейчас о жизни одного из них я прочитаю рассказ на «Страничках Умного Совёнка». А вы попробуйте угадать, о ком идёт речь. (На с. 119 учебника учитель зачитывает фрагмент текста о И. И. Шишкине. Дети отвечают.) А рассказ о А. К. Саврасове прочитайте дома. Дома же с помощью волшебной рамки определите уголок родного города (села), нарисуйте его или сфотографируйте для выполнения задания № 5 на с. 5 рабочей тетради».

Учитель: «Природа и сама великая художница. Её художественными средствами служат явления природы. Послушайте, как в народе говорили о зиме. О каких зимних природных явлениях говорится в народном присловье?» Учитель зачитывает текст присловья на с. 7 учебника, просит детей перечислить явления природы, названные в нём.

Тренировочные упражнения. Далее предлагает детям выполнить задание № 4 на с. 4 рабочей тетради: рассмотрев фотографию, самим сочинить и записать маленькое произведение любого жанра на выбор о красавице-зиме.

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель говорит: «Наша прогулка по году-саду подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы говорили во время прогулки. Назовём самое главное. Для этого ответим на вопросы: как называются зимние месяцы? Что подмечено в народных названиях зимних месяцев? Что воспевают поэты и художники в своих произведениях о зиме? А теперь пусть кто-нибудь из вас прочитает выводы учебника. (Учитель вызывает желающего.) Ребята, правильно ли мы ответили на вопросы? Совпали ли наши ответы с выводами учебника? Значит, мы не зря отправлялись сегодня на прогулку. О многом поговорили, многое узнали. И, самое главное, встретились с русской красавицей-зимой, о великолепии которой знают во всём мире».

Региональный компонент. Сделайте подборку старинных названий зимних месяцев в языках народов вашего края. Познакомьте детей с произведениями местных художников, поэтов, прозаиков, музыкантов, воспевающих красоту зимней природы вашего края.

Физкультминутки можно провести по типу игры «Замри — отомри». Дети движениями изображают свои любимые зимние забавы. Учитель «щёлкает фотоаппаратом», и дети замирают, превратившись в «зимние фотографии».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 4—6 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком сделайте фотографии родного города (села) зимней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 5 на с. 5 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]