ЗИМА — ВРЕМЯ НАУКИ И СКАЗОК - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМА — ВРЕМЯ НАУКИ И СКАЗОК - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать несколько зимних народных примет на погоду;

• иметь представление о том, как учились дети в старину.

Метапредметные результаты:

• объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;

• рассказывать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачёвых, опираясь на сюжеты этих произведений;

• сравнивать сказки разных народов;

• формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Личностные результаты:

• понимать нравственное значение сказок народов России;

• понимать важность умения за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передаёт это художник.

Оборудование. У учителя — волшебный клубочек; модель градусника из картона с делениями и подвижной красной нитью; куклы для инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» (два медвежонка и лиса).

ХОД УРОКА

Целеполагание. Предлагается неожиданное начало данного урока. Учитель говорит; «Здравствуйте, дети! Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!» Учитель даёт время детям отреагировать на неожиданное начало занятия и спрашивает: «Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?»

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе? Кстати, в школу тогда дети приходили не 1 сентября, а... Попробуйте сами найти ответ в учебнике. Откройте учебники на с. 8. Каждый самостоятельно прочитает про себя первый абзац. Найдите ответ на вопрос. Каждый, кто прочитает абзац до конца и найдёт ответ на вопрос, молча поднимет руку». Учитель показывает детям, какую часть текста им предстоит прочитать, после прочтения задаёт вопросы: «Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье? Посмотрите на изображение Шоны святого Наума. Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя?»

Тренировочные упражнения. Учитель: «А теперь давайте переведём взгляд на картину внизу с. 8. Давайте определим: кто здесь учитель? Сколько детей в классе? Кого больше — мальчиков или девочек? Если попробовать «послушать» картину, что мы услышим? Как вам кажется, дело происходит в городе или селе? Как вы это определили? Какое время года изображено на картине? Какая погода на улице?»

Аналитический этап. Учитель: «Ну а теперь давайте- ка поучимся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассмотрите картину замечательных художников братьев Ткачёвых. Она называется «В субботний день». Можно ли понять, куда идут люди на картине? Кто они друг другу? Какое у них настроение? Давно ли лёг снег? А можем ли мы примерно определить температуру воздуха? (Учитель выслушивает предположения детей.) Теперь внимательно послушайте то, что я вам сейчас прочитаю. В рассказе спрятана подсказка. Попробуйте применить народную примету к картине и определить температуру. (Учитель читает текст на с. 9 учебника, изменяя текст так, чтобы дети могли самостоятельно применить примету к изображению.) Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом, мороз на улице ниже 10 градусов. А вот когда дым стелется по ветру, температура немного ниже нуля градусов». Один из детей устанавливает температуру на термометре у доски.

Учитель: «Теперь обратимся к одному из важных дней-погодоуказателей. Народ издавна привязывал свои наблюдения за погодой к дням памяти святителя Николая — любимого святого и в России, и в целом мире. Всмотритесь в икону святого Николая. Она наполнена теплом, написана тёплыми красками. Святого Николая даже называют в народе, как родного, близкого, любимого человека, — Никола».

Тренировочные упражнения. Далее учитель предлагает детям выполнить задания № 1 и 2 на с. 6 рабочей тетради.

Аналитический этап. Затем учитель продолжает: «Зима — это время не только науки, но и сказок. Посмотрите: герои какой сказки в виде пальчиковых кукол изображены рядом с заголовком урока на с. 8 учебника? Кто может коротко сказать, о чём эта сказка? Михайло Потапыч несёт в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давайте-ка сядем потеснее, поуютнее, так, как это бывало зимними вечерами в старинных домах. Вот и покатился наш волшебный клубочек. Полилась сказка. Послушаем её!» Если это возможно, учитель усаживает детей в круг или полукругом и читает даргинскую сказку «Скупясь, не сбережёшь» на с. 10 учебника. После прочтения просит детей объяснить смысл сказки.

Тренировочные упражнения. Затем вместе с детьми, знающими сказку «Два жадных медвежонка», разыгрывает её с помощью кукол и нарисованного на бумаге куска сыра. Дети сравнивают сказки «Скупясь, не сбережёшь» и «Два жадных медвежонка». В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» на с. 11 учебника.

Выводы и обобщения. Делают вывод из урока в форме ответов на незаконченные предложения учителя: «Зима — хорошее время для ... . Народные приметы и сказки учат нас...».

Региональный компонент. Подберите в словесно-поэтическом творчестве народов вашего края сказки, в которых оцениваются скупость, жадность, хитрость. Сопоставьте эти сказки с даргинской сказкой «Скупясь, не сбережёшь» и сказкой «Два жадных медвежонка».

Физкультминутки можно провести на выбор детей — из тех, что им особенно понравились по прошлым урокам.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 8—10 учебника, задания № 3 и 4 на с. 6—7 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Попробуйте дома, используя детские игрушки, поставить и сыграть кукольный спектакль для членов семьи на основе одной из сказок, рассмотренных на уроке. На «Страничках Умного Совёнка» (с. 120 учебника) прочитайте вместе с ребёнком рассказ о художниках братьях Ткачёвых. Побеседуйте с ним о том, какое счастье, когда родных людей связывает друг с другом общая любимая работа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]