ЗИМА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• перечислять зимние природные явления, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лёд на водоёмах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололёд;

• иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о

• знать даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);

• наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

• наблюдать за погодой зимой;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Метапредметные результаты:

• рассказывать о зимних изменениях в природе;

• устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе;

• извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений;

• рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей;

• устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе;

• отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку;

• сравнивать результаты наблюдений;

• делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Личностные результаты:

• выражать своё отношение к красоте зимней природы.

Оборудование. Магнитофон, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии).

ХОД УРОКА

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы урока является «Вальс снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Учитель после этого вступления интересуется, какое настроение навевает такая музыка, как воспринимал зимнюю природу П. И. Чайковский.

Аналитический этап. Изучение зимних явлений в неживой природе проводится по технологии учебного исследования. Опираясь на наблюдения учащихся, учитель обобщает, как изменилась зимой погода по сравнению с осенью; холодно, везде лежит снег, река, озеро, пруд покрыты льдом, солнце выглядывает редко, чаще небо закрыто сплошными облаками.

Тренировочные упражнения. Дети в задании № 4 на с. 8—9 рабочей тетради отмечают состояние облачности в этот день.

Аналитический этап. Затем переходим к наблюдениям за температурой воздуха зимой. Очень важно, чтобы дети усвоили, что изменение температуры воздуха зимой в сторону похолодания зависит от наклона оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты её вращения вокруг Солнца. Пользуясь динамической моделью, дети вспоминают материал предыдущих уроков: когда ось вращения Земли наклонена в сторону Солнца, в северном полушарии лето, так как лучи Солнца падают почти отвесно и лучше прогревают земную атмосферу и поверхность нашей планеты. Когда в своём движении по орбите Земля доходит до того положения, когда ось её вращения отклонена в сторону, противоположную Солнцу, то его лучи полого скользят по поверхности Земли, плохо прогревают атмосферу, и наступает зима.

Тренировочные упражнения. Далее учитель вместе с одним из учеников подходит к уличному термометру, ученик диктует детям температуру воздуха, дети записывают её в таблицу задания № 4 на с. 8—9 рабочей тетради, а учитель контролирует правильность расположения глаз ученика относительно столбика термометра и понимание им показаний прибора.

Аналитический этап. Затем учитель сообщает, что в старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Рассматривается либо настенная таблица со схемой движения солнца по небосводу, либо подобная схема в задании № 1 на с. 8 рабочей тетради.) И ещё наши предки заметили, что дни становятся зимой всё короче и короче, а ночи всё длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день — самый короткий в году. Этот день был назван днём зимнего солнцестояния. Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота.

Тренировочные упражнения. После этого сообщения учителя дети записывают обе даты в задании № 3 на с. 8 рабочей тетради.

Далее учащиеся работают с пословицами на с. 14 учебника (текст «Странички народного календаря»).

Аналитический этап. Самым характерным явлением в России зимой является выпадение осадков в виде снега, поэтому изучение погодных явлений следует начать Именно с этого. Учитель задаёт вопросы: «Если нет ветра, то как летят снежинки? Если снег летит отдельными снежинками, то их можно рассмотреть, поймав на руку в варежке. Посмотрим на с. 14 учебника, как могут выглядеть снежинки. Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? На что похожи снежные хлопья? Как называется такое падение снега? (Снегопад.) Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.) А если снег идёт при ветре, то как называется это погодное явление? (Метель, вьюга, буран, пурга.)».

Затем изучается такое погодное явление, как оттепель. Дети рассматривают картину Ф. Васильева на «Страничках Умного Совёнка» (с. 120 учебника). Учитель добавляет, что в последние годы зимы были тёплыми, часто температура воздуха бывала выше 0 °С, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нём образуется твёрдая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, для мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить корку.

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Для подтверждения этих слов учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» на с. 121 учебника.

Тренировочные упражнения. Дети продолжают работу с таблицей задания № 4 на с. 8—9 рабочей тетради: отмечают наличие или отсутствие снегопада.

В конце урока учитель предлагает учащимся отгадать загадки о зимних явлениях природы на с. 15 учебника и ответить на вопросы рубрики «Подумаем!».

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 15 учебника.

Региональный компонент. Особенно актуален в классах школ горных районов Предкавказья, где господствует вертикальная поясность, а также в классах школ Черноморского побережья Кавказа, где практически нет зимы.

Физкультминутки можно провести под музыку «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 12—14 учебника, задания № 1, 2 и 4 на с. 8—9 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Организуйте семейную лыжную прогулку в лес или выезд на дачу, где можно провести наблюдения за природой зимой. В течение трёх зимних месяцев проконтролируйте заполнение ребёнком таблицы задания № 4 на с. 8—9 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]