ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ЗИМОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ЗИМОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус;

• находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

• осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды;

• определять по Полярной звезде стороны горизонта;

• осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус;

• наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради;

• применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий;

• пользоваться атласом-определителем;

• фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

• сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия;

• сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы;

• придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде;

• анализировать схему созвездия Ориона;

• соотносить схему со старинным рисунком;

• достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради.

Личностные результаты:

• воспринимать красоту звёздного неба.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись мелодии «Звёздного вальса» И. О. Дунаевского; I часть учебника; атлас-определитель; интерактивная доска. У учащихся — I часть учебника; атлас-определитель.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал предыдущего урока и проверяется выполнение детьми заданий № 1 и 2 на с. 8 рабочей тетради.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой данного урока является «Звёздный вальс» И. О. Дунаевского. Учитель спрашивает, догадались ли дети, чему будет посвящено занятие.

В качестве подготовки к усвоению материала данного урока повторяется материал урока «Звёздное небо осенью» по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 16 учебника.

Аналитический этап. Затем под руководством учителя проводится сопоставление расположения звёзд созвездия Большой Медведицы осенью и зимой. Для наглядности лучше всего использовать не настенную таблицу, а иллюстрации учебника (часть I, с. 66 и часть II, с. 16), которые можно оформить в виде слайда на интерактивной доске, так как объект изучения на обоих рисунках учебника максимально выделен. В ходе сопоставления дети отмечают, что «фигура медведицы» не изменилась, а изменилось её положение. Осенью она располагалась почти горизонтально «головой» влево, а зимой — «головой» вниз. Учитель говорит, что положение звёзд в созвездии не изменилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг Солнца и мы движемся вместе с Землёй, поэтому в течение года видим созвездия с разных позиций.

Для того чтобы показать, как найти Полярную звезду, лучше использовать интерактивную доску, на которой можно стереть «лишние» звезды созвездия Большой Медведицы, чтобы выделить её ковш. Если интерактивной доски в классе нет, то можно воспользоваться иллюстрацией в задании № 1 на с. 10 рабочей тетради, где ковши Большой и Малой Медведицы выделены.

Тренировочные упражнения. Дети сопоставляют рисунок на с. 16 учебника и рисунок в рабочей тетради и проводят на рисунке в рабочей тетради линию, соединяющую звёзды Дубхе и Мерак с Полярной звездой.

Аналитический этап. Учитель сообщает, что в древности именно Полярная звезда помогала ориентироваться путешественникам, особенно мореплавателям, так как эта звезда всегда указывает на север. Далее учитель задаёт вопросы: «Как определить другие стороны горизонта? Если смотреть на Полярную звезду, то в какую сторону будет запад? восток? юг?»

Тренировочные упражнения. Одновременно с ответами заполняются пропуски в задании № 3 на с. 10 рабочей тетради.

Аналитический этап. Вторая часть урока посвящена изучению созвездия Ориона. Лучше всего начать с мифа об Орионе.

Тренировочные упражнения. Затем дети рассматривают иллюстрации на с. 18 учебника, находят звёзды, составляющие Пояс Ориона и Сириус, обводят в задании № 4 на с. 10—11 рабочей тетради фигуру Ориона и проводят линию к звезде Сириус.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 19 учебника.

Физкультминутки можно провести под музыку из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 16—18 учебника, задания № 2 и 5 на с. 10—11 рабочей тетради, задание рубрики «Откроем атлас-определитель» на с. 19 учебника.

Рекомендации для занятий в семье. Понаблюдайте вместе с ребёнком звёздное небо зимой. Найдите ковш Большой Медведицы и Малой Медведицы, Полярную звезду, созвездие Ориона и звезду Сириус. Помогите ребёнку выполнить задание № 5 на с. 11 рабочей тетради.


ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

(экскурсия)

Если учитель располагает временем, зимнюю прогулку с детьми желательно организовать два раза. Первый раз — в начале зимы, перед изучением темы «Зима в мире растений», а второй раз — в феврале, когда основной «зимний» материал по естествознанию изучен, а зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений.

В феврале также активизируется жизнь зимующих птиц, поэтому наиболее вероятны встречи с ними и наблюдения за их жизнью в лесу (парке). Далее будет приведено описание модели одной экскурсии, где раскрывается изучаемый материал учебника и начала, и конца зимы.

Экскурсии проводятся в городской парк (дендрарий) или пригородный лес во внеурочное время. Не следует организовывать экскурсию в такое время, когда в парке или лесу слишком много народа: это может помешать восприятию природы детьми. Цель этих экскурсий — разгадка загадок зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса.

Во время зимних прогулок большое внимание должно уделяться созданию положительного эмоционального фона. Дело в том, что зимой детям большую часть времени приходится проводить дома, что не может не сказываться на их настроении. Длинная зима характерна для климата России и в особенности Сибири. Она сформировала во многом и характер, и мировосприятие россиян. Поэтому привитие детям умения чувствовать таинственную прелесть русского заснеженного леса, неяркую красоту зимнего дня, желания слушать загадочное молчание спящей природы — это тоже часть патриотического воспитания.

В конце зимы ослабляется иммунитет у многих детей, поэтому на экскурсиях целесообразно усилить внимание к здоровьесберегающим технологиям (тренировочные дыхательные упражнения на свежем воздухе).

Во время зимних экскурсий дети активно используют атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешакова.


Лесные загадки Зимушки-зимы


Остановка 1. Первая загадка Зимушки-зимы

Учитель: «Ребята, давайте отгадаем загадки Зимушки-зимы и определим самые главные её приметы».

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег)


Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке?

(Снежинки)


Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

(Лёд)

Далее учитель может прочитать стихотворение С. Державина о снеге:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля...


Всё в природе замирает —

И поля, и тёмный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

Учитель: «Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Звёздочка, прилетевшая с неба.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоёв, как часто зимой были снегопады и оттепели».

Дети вместе с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая, когда было холодно, а когда стояла оттепель.

Учитель продолжает: «Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научиться читать эту «белую книгу»...»

Дети рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы прыжка белки.

Учитель: «Давайте с вами тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье».


Остановка 2. Вторая загадка Зимушки-зимы

Учитель: «Покрытое белым пушистым ковром, зелёное царство спит... Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните, осенью на экскурсии мы собирали листья и по ним определяли, какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет, и определять, какое же перед нами дерево, придётся по цвету коры, силуэту, почкам. А поможет нам в этом атлас-определитель.

Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Берёза.) Правильно, других деревьев с белой корой нет. Как называется кора берёзы? (Берёста.)

Теперь подойдём к дереву с чёрной корой. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и дуба. Как их отличить зимой? Найдём в атласе-определителе силуэты дуба и липы. Действительно, у дуба ствол мощнее, чем у липы. Но если в лесу липы растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэтам, а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьях. Прочитаем этот материал в атласе-определителе на с. 85 и с. 87. А теперь посмотрим вверх. На каком дереве сохранились сморщенные бурые листья? (На дубе.) А на каком дереве листьев нет, но есть малюсенькие плодики с крылышком? (На липе.)

Зимой трудно отличить американский клён от ясеня. Рассмотрим на с. 84 атласа-определителя силуэты этих деревьев. Как можно отличить эти деревья по силуэту? Ствол американского клёна изогнут, будто он того и гляди упадёт, а у ясеня ствол прямой. По каким ещё признакам можно различить зимой американский клён и ясень? По форме плодиков. У клёна плодики спаренные и крылышки полупрозрачные. У ясеня плодик без пары и крылышко непрозрачное, похоже на язычок. Прочитаем об этом на с. 85 в атласе-определителе».

Физкультминутки. Учитель: «А теперь, чтобы немножко погреться, сделаем несколько упражнений, попрыгаем и побегаем».


Остановка 3. Третья загадка Зимушки-зимы

Учитель: «Ребята, а теперь подойдём к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете? Как отличить ель от сосны?»

Дети отвечают, а затем рассматривают иллюстрации на с. 82 атласа-определителя и читают текст на с. 83.

Если в лесу или парке растут кедровые сосны (кедры сибирские) и пихты, то учитель предлагает детям определить

Учитель продолжает: «А это что за дерево? Хвои нет, а весь снег вокруг него усеян маленькими шишечками. Правильно, это лиственница. Осенью мы видели, как её хвоя желтеет и опадает.

А теперь подойдём к можжевельнику. В отличие от других хвойных, это кустарник, а не дерево. У него тоже маленькие иголки, как у ели, но более колючие. Посмотрите в атласе-определителе на с. 83, есть ли у можжевельника шишки. Таких шишек, как у ели или сосны, нет, но на некоторых веточках бывают синеватые ягодки, которые называются шишкоягодами. Это любимый корм лесных птиц, особенно глухарей и тетеревов».


Остановка 4. Четвёртая загадка Зимушки-зимы

Учитель: «А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте-ка аккуратно раскопаем лопаткой снег и посмотрим. Оказывается, под снегом есть зелёные растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелёными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Под снежным покровом продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под снежным покрывалом прячутся лесные мыши.

Кто такие «братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой?

Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса... Прислушаемся, а так ли тихо в лесу? Все ли спят? Можно идти долго и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырвется громкое «хеее» — это синица-гаичка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть... теть... теть». А из тёмных еловых крон может доноситься звон стеклянных колокольчиков. Это корольки — самые мелкие птички нашей страны.

Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, мы спасём им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпьте в них корм для птиц».


Остановка 5. Прощание с зимним лесом

В конце экскурсии учитель обращается к детям: «Поблагодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа — за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!»






Для любых предложений по сайту: [email protected]