ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМА В МИРЕ РАСТЕНИЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;

• называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

• распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель;

• определять растения, зимующие под снегом.

Метапредметные результаты:

• отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;

• извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

• устанавливать связи изученных растений с животными;

• выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения.

Личностные результаты:

• осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни Д. Б. Кабалевского «Наш край»; репродукции картин и фотографии с видами зимней природы (можно из настенных календарей); атлас-определитель. У учащихся — атлас-определитель.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой этого урока может быть музыка песни Д. Б. Кабалевского «Наш край», которой непосредственно начинается урок.

Во вступительном слове учитель напоминает детям, что на экскурсии они видели много картин зимнего леса (зимней природы в парке), и спрашивает: «А как выглядит лес после снегопада? На каких репродукциях или фотографиях мы видим это? (Обращает внимание детей на заранее вывешенные репродукции картин и фотографии с видами зимней природы. Дети отвечают.) Какое настроение навевают изображения заснеженного леса?» (Ответы детей.)

Аналитический этап. Учитель: «Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы». Здесь учитель читает сам или просит прочитать заранее подготовленных учеников стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой, —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

С. Есенин

Учитель: «Какие же слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.) Видите, даже слова подобраны поэтами сказочные».

Затем повторяется материал экскурсии по вопросам: «Как можно отличить берёзу по стволу? А осину? Чем отличается ствол американского клёна от ствола ясеня? Можно ли отличить ствол дуба от ствола липы?»

Тренировочные упражнения. Различение лиственных деревьев по их плодам лучше всего проводить в ходе выполнения задания № 1 на с. 12 рабочей тетради. Под руководством учителя дети определяют, какому дереву принадлежит плод, соединяют рисунки плодов с названиями деревьев и отвечают на вопрос, что позволяет деревьям распространяться с помощью ветра.

Аналитический этап. К материалу экскурсии, касающемуся хвойных деревьев, учитель может добавить следующее: «А знаете ли вы, почему остаются зелёными хвойные деревья? Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов деревьев, в них сохраняются соки.

На экскурсии мы с вами не только смотрели на деревья, но и нюхали их ветки, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Нравится вам запах ёлочки? А чем она пахнет? (Новогодним праздником.) Какое настроение создаёт этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах? Оказывается, все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов — хвойные деревья. Один гектар хвойных деревьев выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем, но особенно такой воздух полезен для людей с заболеваниями дыхательных путей».

Далее учитель читает текст о можжевельнике на с. 22 учебника.

Учитель продолжает: «Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедра? А хвоя лиственницы? А хвоя пихты?»

Тренировочные упражнения. Различение хвойных деревьев по их шишкам целесообразно проводить при выполнении задания № 2 на с. 12 рабочей тетради. Дети соединяют изображения шишек с названиями деревьев и отвечают на вопрос, как распространяются семена хвойных деревьев.

Выводы и обобщения. Обобщается материал о различении деревьев по их силуэтам на с. 23 учебника при выполнении задания рубрики «Откроем атлас-определитель». Если кто-то из детей затрудняется, он может воспользоваться подсказкой на «Страничках Умного Совёнка» (с. 121 учебника).

Заканчивается изучение материала ответом детей на вопрос, какие травы и кустарнички остаются зелёными под снегом.

Подводятся итоги урока ответами на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 23 учебника.

Региональный компонент. В классах школ районов Крайнего Севера следует обратить внимание на то, как перезимовывает под снегом растительность тундры; в классах школ Предкавказья и Черноморского побережья — на различение таких деревьев, как бук (по орешкам на земле под деревьями), граб, каштан, платан, а также на вертикальную поясность в горных районах, когда в долинах состояние природы осеннее, а в высокогорье — зима.

Физкультминутки можно провести под музыку песни «Наш край» Д. В. Кабалевского.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 20—22 учебника, задания № 3 и 4 на с. 13 рабочей тетради; ответ на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите детям выполнить задание № 4 на с. 13 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]