ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; об обычае украшать рождественскую ёлку и оставлять её до Нового года;

• иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника;

• знать о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней, о следовании зимних праздников по православному календарю (сначала праздник Рождества, затем Новый год) и современному гражданскому календарю.

Метапредметные результаты:

• разбирать схему изготовления ёлочной игрушки и сделать её своими руками;

• отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;

• различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

• описывать картину Б. М. Кустодиева «Ёлочный торг»;

• планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Личностные результаты:

• понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; политическая карта мира; два настенных гражданских календаря — текущего и наступающего года; наклейки с рисунками-знаками новогоднего и Рождественского праздников; по возможности — православный, еврейский, мусульманский календари*; восьмиконечная звезда для разыгрывания сценки колядования. У учащихся — конфеты, небольшие подарки (сувениры, открытки, поделки и т. п.) для разыгрывания сценки колядования.

Предварительная работа. Изготовьте наклейки для демонстрации на уроке дат новогоднего праздника и праздника Рождества Христова на настенном календаре. Для этого вырежьте фрагменты из новогодних и рождественских открыток (круглой или овальной формы) и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего, скотча.

Заранее попросите детей принести на данный урок конфеты и небольшие подарки (сувениры, поделки, открытки и т. п.) для разыгрывания сценки колядования.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель сообщает: «Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит нам поэт Сергей Козлов». Учитель читает стихотворение:

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

— Тук-тук-тук!

— Войдите!

Елка

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно —

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

Учитель продолжает: «Кто из вас может назвать этот праздник? А кто готов показать его на календаре? Нужно выйти к календарю и отметить праздничный день наклейкой. Сначала подумайте! Перед вами два календаря: уходящего и будущего года. В каком из них нужно будет поставить отметку?» Важно обратить внимание детей на то, что это дата Нового года по современному гражданскому календарю, которым пользуются люди во многих странах мира, в том числе и в России.

Аналитический этап. После того как задание выполнено, учитель обращается к классу: «Из наших прошлых занятий вы знаете, что не все народы встречают Новый год зимой. Кто может ответить, в каких календарях начало Нового года приходится на осень?» Возможно, дети будут испытывать затруднения с ответом. Тогда учитель берёт в руки кукол Мальчика и Девочку и разыгрывает сценку о том, как найти ответ на вопрос с помощью календарей разных конфессий. Если нет таких календарей, то учитель просит одного из желающих учеников найти текст «Когда начинается новый год?» на с. 37 в I части учебника и напомнить всем его содержание.

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям узнать историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Учащиеся поочерёдно читают тексты «Зимний Новый год» и «Старый Новый год» на с. 26—27 учебника. Внимание к тексту поддерживается тем, что, во-первых, каждый, ученик, закончив читать свой фрагмент текста, перекидывает волшебный клубок другому по собственному выбору, произвольно; во-вторых, после чтения текста последний чтец перекидывает клубочек учителю, который задаёт вопросы, выбирая отвечающего также с помощью клубочка.

Аналитический этап. Учитель: «Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? Давайте узнаем побольше об этом человеке на «Страничках Умного Совёнка» (с. 122 учебника). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел царь Пётр Алексеевич. С изображениями царя Петра I вам придётся встречаться часто во время учёбы в школе. (Учитель читает биографическую справку о Петре I.) А теперь следующий вопрос: что такое Старый Новый год? (При необходимости учитель ещё раз прочитывает отрывок и повторяет вопрос.) Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстаёт от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во время Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России ещё не было».

Тренировочные упражнения. Учитель: «Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «Ёлочный торг». Кто ответит, когда и как началось устроение ёлочных торгов (базаров)? Рассмотрите картину. Какое в ней настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Тёплые краски, изображение весёлой суеты, многолюдия.) Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую ёлку вы выбрали бы к празднику? На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.) Почему? Как этого смог добиться художник? Можно ли сравнить эту картину с произведениями народного творчества: игрушками, платками, росписью, кружевами, пряниками? В чём сходство? Интересно, каким характером должен /обладать человек, создавший такую праздничную, тёплую, радостную картину... Давайте послушаем, что спешит нам рассказать об этом Умный Совёнок». Учитель зачитывает текст о Б. М. Кустодиеве на «Страничках Умного Совёнка» (с. 122—123 учебника) и вместе с детьми делает вывод о ярком таланте художника, который подарил радостную картину ожидания любимого детьми и взрослыми зимнего праздника. Учащиеся выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на ёлочном торге ель.

Аналитический этап. Затем учитель предлагает детям раскрыть тайну возникновения современного обычая украшать на новогодний праздник ель игрушками и говорит: «Новый год — это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой ещё замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными ёлками, ёлочными украшениями? Конечно же, это Рождество Христово! Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? От слова «рождение». Огни ёлок, сверкание игрушек на еловых ветвях издавна приветствовали день рождения Иисуса Христа, праздник всех детей и их родителей, семейный праздник, потому что рождение каждого ребёнка — праздник, радость и великое чудо. С рождением каждого ребёнка в мир приходят надежда и любовь! Супруга Петра I царица Екатерина (по происхождению немка) для своих детей наряжала ель к празднику Рождества Христова, соблюдая обычаи своей исторической родины. Постепенно этот обычай в нашей стране стали перенимать все люди. Так этот обычай укрепился и в России. Рождественскую ель оставляли в доме до Нового года, поэтому через некоторое время образ хвойного дерева, украшенного игрушками, орехами, конфетами, прочно соединился с новогодним праздником».

Далее учитель показывает на политической карте мира страны Западной Европы, называет их и рассказывает: «Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России — по православному. Возможно, вы уже это знаете по собственному семейному опыту или из декабрьских телевизионных передач. А теперь послушайте, что о празднике Рождества рассказывает учебник. Будьте внимательны, вас ждут вопросы о том, что вы сейчас услышите». Учитель читает отрывок из текста о том, как и когда празднуют Рождество Христово в странах Запада (с. 24 учебника), и задаёт вопросы: «Когда за рубежом в странах Западной Европы отмечают Рождество Христово? Какие слова вам показались непонятными в рассказе о праздничных европейских традициях?»

Тренировочные упражнения. «Попробуйте сами объяснить, что значит слово «вертеп», а потом мы попросим Умного Совёнка дать нам разъяснения». Учитель выслушивает рассуждения детей, затем дополняет их чтением текста о Рождественском вертепе на «Страничках Умного Совёнка» (с. 121—122 учебника) и своими комментариями: «Давайте всмотримся в фигуры вертепа. Посмотрите на Деву Марию. Что можно сказать о Ней? Она счастлива, полна любви, нежности к Новорождённому, как говорили раньше, умиления. А старец Иосиф? В его фигуре мастеру удалось соединить мужскую сдержанность с глубоким восхищением перед Матерью и Младенцем. А что бы вы могли сказать о волхвах? Попробуйте описать их переживания, настроение перед яслями. В старину говорили — благоговение. А вы найдите современные, знакомые вам слова».

Аналитический этап. Продолжая беседу по теме урока, учитель говорит: «А теперь вернёмся в Россию. У нас Рождество Христово по новому стилю отмечают 7 января, как раз в новогодние каникулы. Это до или после празднования Нового года? (Это после Нового года по гражданскому календарю, но до Старого Нового года по православному календарю.) Кто сможет наклейкой отметить в календаре день Рождества Христова? В каком календаре это нужно сделать: уходящего или будущего года? Почему? (В календаре будущего года, потому что Рождество по православному календарю приходит после празднования Нового года в общегражданском календаре, в наступившем уже году.)

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, ещё до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной. Сначала прочитаем текст учебника, а потом попробуем разыграть то, о чём в нём говорится». Учитель читает рассказ «Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника.

Тренировочные упражнения. Далее из желающих выбираются ученики на роли хозяев и колядовщиков. Под руководством учителя разыгрывается сценка колядования. Затем дети разбиваются на пары и выполняют задание № 1 на с. 14 рабочей тетради. Колядовщики, а потом и все дети получают от кукол Мальчика и Девочки конфеты или любые другие мелкие подарки.

Аналитический этап. Учитель: «К сожалению, традиция колядования и многие другие добрые, весёлые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей. К сожалению, потому что традиции, обычаи делают один праздник не похожим на другой, расцвечивают дни года новыми, яркими красками, помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова. Расскажите о том, как принято отмечать эти праздники в вашей семье. Как в этом учебном году вы будете отмечать зимние праздники? Какие подарки приготовите друг другу? Какие костюмы смастерите для себя?»

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель сообщает: «Вот и подошёл к концу урок, посвящённый зимним праздникам. Что самое главное вы узнали? Попробуйте сделать выводы, каждый сам для себя. Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало? Может быть, кто-то что-то не понял?» Учитель даёт возможность детям высказаться, а затем зачитывает вывод на с. 27 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с местной традицией празднования зимних календарных праздников.

Физкультминутки можно провести в форме исполнения друг другу величальных песен-колядок, сопровождая их низкими поклонами.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 24—27 учебника, задания № 2 и 4 на с. 14—15 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Рождество Христово издавна отмечалось чтением в кругу семьи особенных рождественских рассказов, которые пробуждают сострадание, милосердие. Во время рождественских каникул почитайте с детьми художественные произведения (по выбору): «Девочка со спичками», «Ель» Г.-Х. Андерсена; «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка; «Тёплый хлеб» К. Паустовского; «Медвежонок Тедди» Э. Сетон-Томпсона. Перескажите своими словами сказку В. Гауфа «Холодное сердце», рассказы А. Чехова «Ванька», О. Уайльда «Преданный друг», «Великан-эгоист», «Мальчик-звезда» и другие литературные произведения. Вместе с ребёнком обсудите их нравственный смысл.

Попросите, чтобы ребёнок рассказал вам о судьбе и творчестве художника Б. М. Кустодиева.

Подготовьте вместе с ребёнком подарки к зимним праздникам всем членам семьи на основе задания № 4 на с. 15 рабочей тетради. По возможности используйте опыт своего детства.


* Примечание. Если нет возможности использовать календари разных конфессий, на занятие необходимо принести I часть учебника, чтобы кто-нибудь из детей на уроке нашёл страницы о праздновании осеннего Нового года в православной и иудейской традициях, о передвижном празднике Нового года в мусульманской традиции.






Для любых предложений по сайту: [email protected]