РАСТЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

РАСТЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

• приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;

• знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;

• узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;

• знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.

Метапредметные результаты:

• рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке;

• отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного жизненного опыта;

• рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу;

• распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью;

• осуществлять самопроверку;

• извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей;

• обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне»;

• формулировать соответствующие правила экологической

• организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений.

Личностные результаты:

• осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись произведения классической музыки (по выбору); куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек для организации групп совместной работы. У учащихся — лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Заранее попросите детей принести из дома на данный урок любимых кукол и игрушечных животных.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, вы когда-нибудь играли в больницу? Вот сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок своих кукол, игрушечных собачек, медведей, обезьянок... (Учитель рассматривает и называет всех игрушечных персонажей, которых дети принесли из дома.) Представим себе, что они заболели, и мы их будем лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит? (Обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одной болит горло, у другой — кашель, третья простужена.) Ребята, чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит». Дети отвечают, учитель при необходимости напоминает текст, давая возможность учащимся закончить цитату:

И всем по порядку

Даёт шоколадку

И ставит, и ставит им градусники!

Аналитический этап. Учитель: «Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду? (Дети рассказывают.) Давайте сейчас подробнее поговорим о лечении лекарственными растениями. Ведь это средство нам предлагает сама природа. Что вы знаете о лекарственных растениях? Какими лекарственными растениями вам приходилось лечиться? Приходилось ли вам заготавливать лекарственные растения? Если да, расскажите, как это делается. (Ответы детей.)

А сейчас я почитаю то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. И ещё в книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, может во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав, душистых цветов. За окном зима, а у нас сегодня такая тёплая, «летняя» тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья».

Тренировочные упражнения. Дети начинают рисовать на отдельном листе бумаги. Учитель читает текст на с. 28—29 учебника и рассказ «Если тебе нужны лекарственные растения» из книги «Великан на поляне» (с. 121—124). Если дети увлеклись рисованием, то после завершения чтения учитель может включить запись произведения классической музыки (по выбору), чтобы под неё учащиеся закончили работу.

Аналитический этап. Продолжая беседу по теме урока, учитель говорит: «Ребята, после того, что вы услышали, скажите, пожалуйста, почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно? Почему их можно собирать не везде? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник даёт нам возможность познакомиться с некоторыми из целебных растений. На с. 28—29 учебника внизу нарисовано, как выглядят некоторые зелёные целители. Рассмотрите рисунок. Узнайте названия этих растений. Есть ли среди них деревья? кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы?

Теперь перевернём страницу учебника. Мы оказались на кухне, где чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растение было собрано. Может быть, даже укажет место, где собрано. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный, и он забыл, где какое растение».

Тренировочные упражнения. «Давайте поможем ему. Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях (с. 30 учебника). Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на «Страничках Умного Совёнка» (с. 123 учебника)». Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель: «Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнаёт растения по внешнему виду. Потренируемся — выполним задание № 1 на с. 16 рабочей тетради.

Теперь организуем группы. Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем краю. Выполните пункт 1 задания № 2 на с. 16 рабочей тетради. Если будут затруднения, обращайтесь за помощью ко мне и моим помощникам».

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Скоро мы уже сможем прописать лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами: как люди в далёком прошлом узнавали о лекарственных растениях? Когда зародилось лечение с помощью растений? Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке? Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?»

Теперь давайте вернёмся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался? Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение». Учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с. 30 и до конца темы) и просит детей по мере чтения показывать (поднимать вверх) тех «больных», которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов.

Тренировочные упражнения. Затем предлагает учащимся выполнить пункт 2 задания № 2 на с. 17 рабочей тетради (разгадать -«целебный» кроссворд). После этого учитель сообщает детям, что куклы-помощники и игрушечные животные выздоровели.

Выводы и обобщения. В конце занятия ученики с учителем делают вывод урока и сопоставляют его с выводом на с. 31 учебника. Учитель должен обратить особое внимание учащихся на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».

Региональный компонент. Заранее соберите и высушите местные лекарственные растения. Покажите их детям. Объясните смысл народных названий этих растений. Расскажите, для каких целей применяют те или иные их части по рецептам народов вашего края.

Физкультминутки. Дети, стоя у столов, движениями иллюстрируют слова докучных стишков:

Море, (Руки в стороны, волнообразные движения.)

А на море — суша, (Руки замыкаются в кольцо перед грудью.)

А на суше — пальма, (Вытянутые руки вверх над головой и слегка в стороны, лёгкое покачивание.)

А на пальме — кот.

(Руки с вытянутыми указательным и средним пальцами приставлены по бокам к голове, как ушки у кота.)

Сидит и видит: море... (И т. д. несколько раз.)

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 17 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком просмотрите домашнюю аптечку. Расскажите, какие травы, принято использовать в вашей семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 3 на с. 17 рабочей тетради.

Приготовьте вместе с ребёнком витаминный отвар согласно семейной традиции.

Посмотрите с ребёнком мультфильм «Как крот вылечил мышку» или любой другой с подобным сюжетом. Если есть желание, вместе смастерите на основе мешочка из ткани куклу-целительницу для засушенных трав в вашей домашний аптеке (см. фотографию куклы-целительницы на с. 28 учебника).






Для любых предложений по сайту: [email protected]