ВЕСНА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСНА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• перечислять причины потепления весной;

• называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

• наблюдать за погодой;

• перечислять сезонные изменения в неживой природе;

• играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике;

• наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Метапредметные результаты:

• рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе;

• устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;

• извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе;

• составлять в рабочей тетради список весенних явлений;

• сравнивать иллюстрации учебника;

• рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом;

• устанавливать связь между характером детских игр весной и весенними изменениями в неживой природе;

• сравнивать результаты, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Личностные результаты:

• понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоёмах).

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись припева песни о весне из кинофильма «Весна» (муз. И. О. Дунаевского, сл. М. Д. Вольпина); динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца; настенная таблица или слайд для мультимедийной проекции положения Солнца над линией горизонта.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока коротко повторяется материал предыдущего урока.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока может быть припев песни о весне из кинофильма «Весна» («Бегут ручьи...»).

Введением в тему данного урока должны быть ответы на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 62 учебника.

Аналитический этап. Затем учитель задаёт вопросы: «Какова главная примета весны по сравнению с зимой? От чего зависит потепление?» Используя динамическую модель вращения Земли вокруг Солнца, дети под руководством учителя отмечают, что весной и осенью наклон оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты одинаков, поэтому примерно одинакова и температура воздуха, но восприятие человеком осени и весны совершенно разное. Осенью по сравнению с летом эта температура воспринимается как похолодание, преддверие суровой зимы, замирание природы, а весной — как потепление, как возрождение природы. Меняется и положение Солнца над линией горизонта.

Тренировочные упражнения. На настенной таблице или слайде мультимедийной проекции дети сравнивают положение Солнца зимой и весной и отмечают в задании № 1 на с. 34 рисунок, на котором показано положение Солнца весной.

После этого учитель подходит с одним из учащихся к окну, за которым висит термометр. Ребёнок сообщает показания термометра, остальные дети заносят их в таблицу задания № 4 на с. 34—35 рабочей тетради.

Аналитический этап. Следующим этапом урока является изучение дня весеннего равноденствия. Учитель ещё раз восстанавливает в памяти детей день осеннего равноденствия (23 сентября) и сообщает дату весеннего — 21 марта. Дети записывают эту дату в рабочую тетрадь (задание № 3). Выясняется вопрос, что же происходит со световым днем после 21 марта.

Тренировочные упражнения. Далее дети проводят наблюдения за погодой за окном класса и записывают в таблицу задания № 4 на с. 34—35 рабочей тетради состояние облачности в данный день. Если день солнечный, учитель задаёт вопрос о таянии снега и росте сосулек. Если день облачный, то учитель сообщает о неустойчивости погоды весной и говорит о том, что солнечные дни весной бывают всё чаще, и тогда тает снег, бегут ручьи, образуются сосульки. При этом учитель сообщает детям об опасности сосулек: падающая сосулька может серьёзно травмировать и даже убить человека.

Аналитический этап. Затем учитель задаёт учащимся проблемный вопрос рубрики «Подумаем!».

Потом учитель спрашивает, приходилось ли кому-нибудь видеть ледоход. Если кто-то из детей его видел, то можно выслушать его рассказ. После этого зачитывается рассказ С. Т. Аксакова на с. 64 учебника, рассматривается репродукция картины П. И. Петровичева «Ледоход на Волге» и сопоставляются впечатления от рассказа и картины.

Материал о половодье лучше прочитать по учебнику (с. 63) с комментариями учителя. Учитель дополняет сведения о половодье замечаниями о том, что таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать всё вокруг. Так недавно был разрушен город Ленек на берегу реки Лены.

Выводы и обобщения. В завершение занятия дети отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65 учебника, а затем читают вывод урока.

Региональный компонент. В большинстве регионов Сибири весна наступает позднее, чем в европейской части России. Это необходимо учитывать при объяснении материала данной темы. На юге весна наступает раньше, поэтому при объяснении можно опираться непосредственно на наблюдения учащихся.

Физкультминутки. Предложите детям поиграть в старинную весеннюю игру, описанную в рубрике «Поиграем!» на с. 65 учебника.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 62—64 учебника, задания № 2 и 4 на с. 34—35 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. В течение всей весны вместе с ребёнком заносите результаты наблюдений в таблицы задания № 4 на с. 34—35 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]