ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• определять положение созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной;

• находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе;

• определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды;

• наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради;

• применять на практике освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий;

• фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

• сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;

• освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи;

• соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;

• соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком;

• достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий;

• придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

Личностные результаты:

• воспринимать красоту звёздного неба.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Звёздного вальса» И. О. Дунаевского; слайды для интерактивной доски или мультимедийной проекции; I часть учебника; атлас-определитель. У учащихся — I часть учебника; атлас- определитель; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал предыдущего урока.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока, как и предыдущих, посвящённых звёздному небу, может быть «Звёздный вальс» И. О. Дунаевского. Учитель спрашивает детей, догадались ли они, какой материал будет изучаться на уроке.

Аналитический этап. Введением в тему будет повторение материала о созвездиях, изученных ранее (рубрика «Вспомним» на с. 70 учебника). Если дети забыли этот материал, то можно вернуться на с. 16 учебника. Учитель задаёт вопрос: «Остались ли на прежнем месте звёзды ковша Большой Медведицы?» (Нет, зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а летом — вправо.) Затем сопоставляется расположение ковша Большой Медведицы весной с расположением ковша осенью. Для этого дети обращаются к I части учебника и рассматривают иллюстрацию на с. 66, где показано расположение на небе ковша Большой Медведицы осенью. Для сравнения можно также воспользоваться атласом-определителем (с. 210—211), на рисунках которого наглядно видно круговое движение звёзд созвездия Большой Медведицы в зависимости от времени года.

Затем учащиеся выясняют, остались ли на прежнем месте звёзды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда). Дети приходят к выводу, что Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звёзды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы. Почему так происходит? Учитель может ответить на этот вопрос следующим образом: «Оказывается, во Вселенной всё движется, всё изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звёзд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам. От чего зависит изменение сезонов, когда за летом следует осень, за осенью — зима, за зимой — весна, а за весной — лето? (Ответы детей.) Правильно, от вращения Земли вокруг Солнца. Мы, жители Земли, путешествуем во Вселенной вместе с планетой, и у нас меняется точка обзора». Далее для демонстрации этих слов можно попросить какого-нибудь ученика обойти двух стоящих перед классом детей, чтобы он, обходя, говорил, кто из этих детей находится справа, а кто слева.

Следующий этап урока — изучение созвездия Кассиопеи. Дети под руководством учителя рассматривают фрагмент карты звёздного неба на с. 71 учебника. Для наглядности можно использовать интерактивную доску. Учитель говорит, что весной созвездие Кассиопеи похоже на перевёрнутую букву «М», растянутую за «ножки», или латинскую букву «W».

Тренировочные упражнения. Затем дети в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради на рисунке № 1 соединяют звёзды так, чтобы получилась фигура созвездия Кассиопеи. После этого учитель читает текст об этом созвездии на с. 71 учебника.

Аналитический этап. Для расширения кругозора учащихся учитель может предложить следующий материал:

«Древние греки создали миф о том, что когда-то в незапамятные времена у эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея, которая хвасталась своей красотой в присутствии дочерей бога моря Посейдона. Они пожаловались отцу, и тот напустил на Эфиопию морское чудовище. Чтобы откупиться, Цефею пришлось отдать на растерзание чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале, и она ожидала гибели. В это время мимо пролетал на крылатом коне Пегасе греческий герой Персей. Он возвращался после одного из своих подвигов. На краю света жили три страшные женщины — Горгоны, вместо волос у которых были шевелящиеся змеи, взгляд которых превращал всё живое в камень. Персей изловчился и отсёк голову одной из них, по имени Медуза. Из разрубленной шеи Медузы вылетел крылатый конь Пегас. Персей вскочил на него и улетел от оставшихся двух Горгон. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, на которую уже надвигалось чудовище. Персей направил на него леденящий взгляд мёртвой головы Медузы, и чудовище превратилось в остров, а Персей освободил девушку, привел её к отцу и женился на ней. После смерти (герои не были бессмертными, как боги) все они превратились в созвездия. Так появились на небе созвездие Цефея рядом с созвездием Кассиопеи и невдалеке созвездия Андромеды, Персея и Пегаса».

Тренировочные упражнения. Далее под руководством учителя дети выясняют с помощью рисунков атласа-определителя, что созвездие Кассиопеи совершает круг в течение года и вокруг своей оси, и вокруг Полярной звезды.

Аналитический этап. Затем учитель сообщает учащимся сведения о созвездии Льва, используя текст «Царь зверей на звёздном небе» на с. 72 учебника. На рисунке этого созвездия дети находят фигуру серпа, которая составляет голову и грудь Льва. Учитель обращает внимание, что самая яркая звезда созвездия Льва — Регул — находится в нижней части серпа. Для демонстрации этого созвездия также лучше использовать интерактивную доску или мультимедийную проекцию.

Тренировочные упражнения. После изучения материала о созвездии Льва ученики в задании № 1 на с. 38 рабочей тетради на рисунке № 2 соединяют звёзды так, чтобы получилась главная фигура этого созвездия.

Выводы и обобщения. Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 70—72 учебника, задания № 2, 3 и 4 на с. 38—39 рабочей тетради.

Физкультминутки можно провести под музыку «Звёздного вальса» И. О. Дунаевского.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 2 и 3 на с. 38—39 рабочей тетради.


ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

(экскурсия)

Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание, радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Данную экскурсию предлагается проводить до урока по теме «Весеннее пробуждение растений», чтобы настроить детей на восприятие информации.

Экскурсия требует от учителя соответствующей подготовки: выбор наиболее оптимального времени экскурсии, когда появляется наибольшее количество видов цветущих растений, поиск мест произрастания большинства раннецветущих растений.

В случае удалённости школы от леса или парка для такой экскурсии выделяется территория на пришкольном участке, на которой необходимо заранее (возможно, совместно с учителем биологии) создать так называемую экскурсионную тропу из пересаженных и посеянных первоцветов.


Остановка 1. Полянка первоцветов

Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, некоторые из вас даже в варежках и перчатках. А в нашем лесу (парке) уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо, не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни!

Давайте рассмотрим цветы получше. Среди тёмных стволов и кружева веток «разбежались» по лесной полянке кустики первоцвета весеннего с ярко-жёлтыми цветками, похожими на связки ключей. «Ключ-цветок», «небесные ключи» — так зовут первоцвет в Германии. Русские названия — «первоцвет», «первенец» — растению даны из-за его цветения в начале весны. Жёлтыми весенними цветами — этими ключиками — весна отпирает двери теплу и солнцу!

После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже весело цветёт маленькое хрупкое растение — ветреница лютиковая. У неё тоже жёлтые яркие цветы, немного напоминающие цветки лютика. Ветреница маленькая, стебель размером с карандаш, на конце его три листа, направленные в разные стороны и сильно рассечённые, ещё выше — тонкая цветоножка, которая заканчивается цветком. Когда ветреница цветёт, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Ох, и хитрая эта ветреница! Стоит небу нахмуриться и собраться дождю, как цветки закрываются. Словно никогда их и не было. Но лишь солнце приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками лёгкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал чудесные слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку — она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем». Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте ещё одного «подснежника» — медуницы.

Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому-то шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки тёмно-розовые, другие — васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю — более старые, отцветающие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет окраску.

Холодно ещё ночами и вечерами, но медуница не боится низкой температуры. Потрогайте её листочки, они немного шероховаты. Листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками — воздух, он-то и защищает медуницу от холодов. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели на поляну. Так уж повелось: когда расцветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила своё название потому, что в цветках её содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов.

Весной цветёт не только медуница, но и некоторые другие растения. Цветки их имеют яркую красивую окраску — лиловую, голубую, жёлтую. Когда таких растений много и все они цветут, получается красивый пёстрый ковёр.

Ещё одно очень красивое растение — хохлатка. В наших дубравах она цветёт ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег ещё не сошел до конца, а мы уже видим её невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка — растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки её нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка быстро — через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются на землю чёрные блестящие семена. У каждого такого семени имеется белый мясистый придаток, привлекающий Муравьёв. Хохлатка — одно из немногих лесных растений, семена которых распространяются муравьями. Под землёй у неё остается сочный живой клубенёк — небольшой желтоватый шарик величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.

А теперь давайте посмотрим: к кому в гости пришли наши первоцветы? Кто защищает их от холодного ветра и дождя? Какие деревья можно назвать «старшими братьями» раннецветущих растений? Оказывается, мы остановились на перекрёстке липовой и дубовой аллей. Знаете, почему именно здесь начинается весна цветов? Для растений в липовом лесу зима немножко «теплее». Листья липы и дуба плохо проводят тепло, а когда падают, сморщиваются. У них заворачиваются края, и между ними остаётся много воздуха. Если вы будете внимательными, то обязательно заметите, что первые весенние цветы появляются под липами. Сами деревья стоят без листьев, а многие цветы под ними уже в апреле покачиваются на тонких ножках.


Остановка 2. Цветущие деревья. Орешник

Не только травянистые растения дарят весне свои цветы. Оказывается, весной цветут некоторые деревья и кустарники. Вы видели, как цветут деревья?

Перед нами «младший брат» дуба — орешник. Почему орешник называют «младшим братом» дуба? Потому что растёт он чаще всего недалеко от дуба и дарит нам похожий плод. Кто из вас любит орехи? Кто из жителей леса любит орехи? Цветёт орешник ранней весной, когда в лесу ещё виднеются последние пятна снега. В один из тёплых весенних дней плотные коричневатые серёжки на его ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся жёлтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий жёлтый порошок. Серёжки орешника внешне похожи на серёжки берёзы.


Остановка 3. Цветущая осина

Осина цветёт ранней весной, задолго до появления листьев. Осина принадлежит к числу так называемых двудомных растений: одни её деревья мужские, другие женские. На деревьях мужского пола во время цветения можно видеть красноватые мохнатые серёжки, цохожие на гусениц, которые свешиваются с ветвей вниз, а на женских — более тонкие зелёные.


Остановка 4. Красавица-берёза

О каком дереве говорится в загадке?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(Берёза.)

Берёза белоствольная проснулась на полянке после зимнего сна. Одной из самых первых берёзка покрывается молодой нежной листвой. Посмотрите, она уже распускает почки, а вместе с ними и нежные серёжки. Ветки берёзы спадают вниз, иногда до самой земли, а ветерок играет ими: перебирает веточки, раскачивает их. Стоят белоствольные красавицы и красотой своей всех радуют. Берёза — символ России, нашей Родины.


Остановка 5. «Солнышко на пригорке»

Перед выходом из леса на глинистом пригорке рассыпались маленькие жёлтые «солнышки» — это мать-и-мачеха. Она одна из первых зацветает среди наших цветов, совсем не боится заморозков. Мы все с нетерпением ждём появления маленьких жёлтых «солнышек». Пройдёт немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-жёлтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветков останутся пушистые шарики. Там, где росли жёлтые «солнышки», в мае появятся листья мать-и-мачехи, широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зелёные, а с изнанки беловатые, будто покрытые паутиной.

Почему у растения такое странное название? Снизу его листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, они напоминают злую мачеху из сказки.

Вот и заканчивается наше путешествие в мир ранних, самых храбрых весенних растений! По проторённой цветочной дорожке заспешат им вслед остальные «зелёные друзья».

Домашнее задание. Прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идёт о первых цветах, встречающих весну» из книги «Зелёные страницы» (с. 25—36).






Для любых предложений по сайту: [email protected]