ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

• знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений;

• выявлять условия, необходимые для их цветения;

• узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе;

• наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради;

• фиксировать сроки цветения.

Метапредметные результаты:

• рассказывать о весенних изменениях в жизни растений;

• характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников;

• обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям;

• формулировать соответствующие нормы экологической этики;

• оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений;

• выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии;

• использовать книгу «Зелёные страницы» и (или) другие источники информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении.

Личностные результаты:

• любоваться первоцветами и осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; изображения раннецветущих растений; атлас-определитель, книга «Зелёные страницы». У учащихся — атлас-определитель.

ХОД УРОКА

Данное занятие планируется как урок обобщения сведений, полученных детьми в ходе предшествующей экскурсии. Если по каким-либо причинам (в том числе по погодным) экскурсию невозможно провести до урока, то это занятие следует планировать как урок объяснения нового материала. Дополнительные сведения учитель может найти в разработке экскурсии и в книге «Зеленые страницы» (с. 25—36).

Кроме, того, на этом уроке следует учитывать и региональный компонент, так как сроки весеннего цветения и его длительность, да и сами цветущие растения в различных районах нашей страны различные. Поэтому на занятии следует усилить региональный компонент, а' материал, данный в учебнике, предложить детям с ознакомительной целью.

Учитывая особую насыщенность урока материалом и необходимость сохранить эмоциональную настроенность учащихся после экскурсии, не стоит начинать урок с проверки материала предыдущего урока «Звёздное небо весной». Выполнение домашнего задания можно проверить во внеурочное время, например, в группе продлённого дня.

Целеполагание. Урок можно начать с музыкальной визитной карточки — «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Во вступительном слове учитель цитирует слова из песенки Марта из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Аналитический этап. Далее учитель вместе с детьми обсуждает общие вопросы: «Когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим растениям много тепла? А что же им требуется для начала цветения?» Если последний из этих вопросов поставит детей в тупик, то необходимо дать учащимся задание прочитать про себя первые два абзаца текста на с. 74—75 учебника, найти ответ на вопрос и зачитать его. Заканчивается обсуждение ответом на вопрос: «Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег ещё не сошёл и почва не оттаяла?»

Затем учитель обращает внимание детей на рисунок внизу с. 74—75 учебника. Он спрашивает: «Какое из этих растений зацветает первым? Что мы узнали о нём на экскурсии и из книги «Зелёные страницы»? Один из учеников рассказывает, другие дети слушают и в случае необходимости дополняют его рассказ.

После этого следует рассказать о ветренице и её отличии от чистяка. Этот материал учитель может найти в книге «Зелёные страницы».

Далее на рисунке в учебнике дети находят изображение медуницы, и один из учащихся рассказывает об этом растении, в том числе опираясь на сведения, полученные во время весенней прогулки. Затем учитель задаёт вопрос: «Какое ещё раннецветущее растение мы видели на экскурсии, читали о нём в книге «Зелёные страницы», а на рисунке его нет?» Вызвавшийся ученик подходит к столу учителя и выбирает изображение первоцвета весеннего, показывает его классу и рассказывает об этом растении.

Затем один из учеников отвечает на вопрос: «Какое растение изображено на рисунке в учебнике, а на экскурсии мы его не видели, хотя в книге «Зелёные страницы» о нём читали?» (Гусиный лук.) Ответ на этот вопрос является репродуктивным, а вот описание детьми печёночницы потребует от них поиска информации о данном растении в атласе-определителе. Здесь учитель может показать учащимся технологию поиска информации: «Чтобы быстро найти в атласе-определителе это растение (печёночницу), открываем с. 21, где имеется оглавление.

(Дети открывают атлас-определитель.) Где мы видели все растения, о которых сегодня рассказывали — в лесу или в поле, на лугу? (Ответы детей.) На какой странице будем искать лесное травянистое растение с фиолетовыми цветками? (На с. 68.) Открываем с. 68 и ищем на рисунке в учебнике похожее изображение печёночницы. Теперь читаем на с. 69 атласа-определителя описание этого растения. Так почему мы не видели это растение в лесу (парке)?*

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих растениях выполнением задания № 1 на с. 40 рабочей тетради. Это задание дети могут выполнять и постепенно, по мере рассказа о каждом растении.

Аналитический этап. Следующим этапом урока является изучение весеннего цветения деревьев и кустарников. Дети отвечают на вопрос учителя: «Какие цветущие деревья и кустарники мы с вами видели на экскурсии?» — и рассказывают о том, что они узнали о пробуждении деревьев и кустарников во время весенней прогулки. Затем учитель читает текст на с. 76—77 учебника и обсуждает с учащимися вопросы: «Что нового по сравнению с рассказом на экскурсии вы узнали из учебника? Какие деревья и кустарники цветут одновременно с первыми цветами? Какие цветут позднее? Откуда деревья и кустарники берут силы на цветение? Почему раннецветущим травянистым растениям приходится запасать питательные вещества с осени, а к более мощным растениям сок идёт из почвы? Приходилось ли кому-нибудь видеть волчье лыко? Что говорили взрослые про него? Кто из вас видел молодые побеги на ветках ели и сосны? Как они выглядят?»

Рассказывая о волчьем лыке, учитель может предложить детям прочитать дополнительную информацию об этом растении на «Страничках Умного Совёнка» (с. 124).

Тренировочные упражнения. После этого учащиеся выполняют задание № 3 на с. 41 рабочей тетради.

Потом учитель предлагает ученикам подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77 учебника и обсудить между собой свои ответы.

Выводы и обобщения. Для закрепления всего материала урока дети отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 77 учебника, а затем сверяют свои ответы с выводом учебника.

Региональный компонент. В классах школ северных районов страны следует обратить внимание на поздний приход весны, бурное цветение растений тундры и скоротечность весенних явлений природы, из-за чего преобладают многолетние растения, размножающиеся не семенами, а вегетативно; рассказать о яркости цветов в тундре (купальница, синюха, мытник, полярный мак, дриада).

В классах школ горных районов следует обратить внимание на весеннее пробуждение растений в зависимости от вертикальной поясности, на яркость цветов альпийских лугов (лиловая герань, колокольчики, девясил, аконит, живокость).

В классах школ полупустынных регионов следует обратить внимание на обилие эфемеров, бурное и короткое их цветение с последующим отмиранием надземной части.

Физкультминутки можно провести под музыку «Вальса цветов».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 74—77 учебника, задания № 2, 4, 5, 6 и 7 на с. 41—43 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 4 и 5 на с. 42 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]