ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать названия культурных растений весенних цветников;

• знать легенды, связанные с этими цветами;

• находить растения в атласе-определителе;

• знать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам;

• определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя;

• узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе;

• фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Метапредметные результаты:

• оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника;

• выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений;

• различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов;

• сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника;

• разыгрывать сценки на эту тему;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Личностные результаты:

• осознавать красоту весенних цветников и стремиться самому участвовать в создании таких цветников;

• проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; атлас-определитель. У учащихся — атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

Предварительная работа. Осмотрите ближайшие к школе цветники города (села) и определите, к каким из них лучше провести экскурсию. Если в цветнике есть неизвестные вам растения, проконсультируйтесь у цветоводов, создавших цветник.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. Музыкальной визитной карточкой данного урока, как и предыдущего, является «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

В начале урока в ходе ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 77 учебника повторяется материал предыдущего урока. К этим вопросам следует добавить вопросы: «Те чудесные весенние цветы, с которыми мы познакомились на экскурсии и предыдущем уроке, являются дикорастущими или культурными? Почему их называют дикорастущими? Какие растения называют культурными?»

Кроме того, при повторении пройденного материала дети демонстрируют выполнение заданий № 2, 4, 5, 6 и 7 на с. 41—43 рабочей тетради.

Целеполагание. Во вступительной беседе учитель просит детей вспомнить, какие культурные цветущие растения обычно высаживают в цветниках осенью в городе (селе) и около школы.

Аналитический этап. Затем учитель интересуется, в каких местах города (села) разбиты цветники весной и какие растения в них высажены? Дети рассматривают рисунок на с. 78—79 учебника и называют цветы, которые им известны. Учитель рассказывает легенду о каждом цветке. При определении названий неизвестных детям цветов они могут использовать атлас-определитель (с. 34—30).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Крокус (шафран) — это невысокое растение, не выше 15 см. Цветки бывают лиловые, голубые, фиолетовые, белые, жёлтые. Слово «шафран» пришло из арабского языка и означает «жёлтый». Давая цветку это название, арабы имели в виду цвет его рыльца — ярко-жёлтый. Рыльца шафрана ценились и ценятся на вес золота, так как для получения нескольких граммов рылец приходится вручную вырывать их из сотен цветков. Рыльца шафрана сушат и растирают в жёлтый порошок, который применяется в медицине, парфюмерии, кулинарии (как пряность и пищевой краситель ярко-жёлтого цвета). С очень древних времён шафран применяли для окрашивания тканей. С этим связано его греческое название «кроке» — нить.

Гиацинт — в переводе с греческого означает «цветок дождей». Согласно древнегреческому мифу, Гиацинт был прекрасным юношей, Спутником бога Аполлона. Но однажды, во время метания диска, Аполлон нечаянно попал в Гиацинта и убил его. Бог долго оплакивал своего любимца и вырастил из его крови цветок.

Нарцисс у арабов считался символом веры в бессмертие души. Пророк Магомет говорил, что если у тебя есть два хлеба, нужно продать один и купить нарцисс, так как его созерцание облагораживает душу. В Китае нарцисс считается цветком счастья, его дарят во время празднования Нового года по китайскому календарю.

Маргаритка. По одной из христианских легенд, Дева Мария отправилась к своей родственнице Елизавете с вестью о том, что Она скоро родит Сына, и там, где Она ступала, вырастали белые маргаритки.

Тюльпан — в переводе с персидского означает «чалма», «тюрбан». В Европу тюльпаны попали в середине XVI века. Увлечение тюльпанами носило массовый характер, особенно в Голландии. И до сих пор тюльпан — символ Голландии, которая является его крупнейшим поставщиком.

Анютины глазки. Согласно древнегреческому мифу, Аполлон влюбился в нимфу Виолу. Она боялась его и просила Зевса спрятать её. Зевс внял её мольбе и превратил в фиалку.


Тренировочные упражнения. Закрепляется материал урока при выполнении заданий № 1 и 2 на с. 44 рабочей тетради. В оставшееся время, особенно если этот урок проводится последним по расписанию, желательно провести экскурсию к ближайшему цветнику города (села).

Физкультминутки можно провести под музыку «Вальса цветов».

Региональный компонент актуален для классов школ южных районов страны, где уже в мае высаживают цветы, которые в средней полосе цветут летом.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 78—81 учебника, задания № 3 и 4 на с. 45 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 3 и 4 на с. 45 рабочей тетради. Для выполнения задания № 4 рекомендуется рассмотреть следующие цветы: адонис (горицвет) весенний, бруннера (незабудка), ветреница (анемона), галантус (подснежник).






Для любых предложений по сайту: [email protected]