Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
МИР НЕБЕСНЫХ ТЕЛ - Раздел «Мир как дом»
Задачи урока: продолжить формирование научной картины мира, дать понятие о Солнце как о ближайшей к нам звезде, источнике света и тепла для всего живого на Земле; продолжить знакомство с другими звёздами Галактики; дать понятие о планетах и об их отличии от звёзд, познакомить с планетами Солнечной системы; воспитывать интерес к изучению астрономических объектов.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого на Земле, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Основные термины: звёзды и планеты, Солнечная система.
Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью мелодии «звёздного» цикла («Звёздный вальс» И. Дунаевского, музыка Жара, начало арии Демона «На воздушном океане» из оперы А. Рубинштейна «Демон» и т. д.), интерактивная доска; у учащихся — атлас-определитель.
В начале урока нужно повторить материал предыдущего урока: вопрос на с. 53 и вывод, выполнение задания рабочей тетради. Затем звучит «звёздная музыка» и дети пытаются по ней угадать, какова тема урока. После этого учитель формулирует учебную задачу: узнать новое о строении Солнечной системы, о планетах, вращающихся вокруг Солнца.
Ход урока
В качестве основы для изучения нового материала повторяется материал, изученный в 1—2 классах по вопросам на с. 54. Уместно добавить следующие вопросы: «Почему звёзды не видны днём? Почему день сменяется ночью, а лето — осенью? Как вы думаете, какова роль Солнца для жизни на Земле? Что представляет собой Солнце?»
Изучение нового материала можно построить как исследовательский урок. Детям даётся задание выступить в роли учителя, подготовив сообщение в процессе чтения материала на с. 54—55 учебника и выполнения задания 1 рабочей тетради. После того как сообщения будут готовы, обязательно нужно задать вопрос, все ли слова в тексте статьи учебника были понятны. Дело в том, что по программе понятие о диаметре и операции с числами больше 1000 в курсе математики изучаются в 4 классе, поэтому учителю надо дать детям пропедевтические сведения. Понятие о диаметре лучше всего дать на примере оси Земли, а не на изображении окружности, а понятие о миллионе — добавляя нули к 100 и объясняя, что означает увеличение в 10 раз. Кроме того, нужно обратить внимание на изображение Солнца на с. 54—55 и спросить, почему оно так странно выглядит (на Солнце можно смотреть только через зачернённое стекло). И только после того, как детям будут понятны все эти детали, можно выслушать сообщение одного из учеников.
Затем разбираются по рисункам на с. 54—55 схемы движения Солнца в разные времена года и делается вывод о том, как высота Солнца над горизонтом влияет на состояние природы и жизнь людей (лучше, если выводы сделают сами учащиеся).
Физкультминутка проводится под музыку визитной карточки.
Изучение звёзд и планет также можно организовать как исследовательскую работу. Детям даётся задание подготовить сообщение («объяснение учителя»), используя материал (с. 56—57) учебника, атласа-определителя «От земли до неба» (рубрика «Откроем атлас-определитель» на с. 57) и задание 3 рабочей тетради. Работу можно выполнять по группам. Одна группа готовит объяснение нового материала о звёздах, другая — о планетах Солнечной системы.
Обсуждение докладов детей можно провести по вопросам рубрик «Подумаем», «Проверим себя»; детям при этом даётся задание: «Какие вопросы вы хотели бы задать докладчикам?»
Итоги урока проводятся с помощью выполнения задания 4 рабочей тетради (кроссворд можно спроецировать на интерактивную доску) и чтения вывода на с. 57 учебника.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: теоретический материал на с. 54—57 учебника, задание 2 рабочей тетради (для всех учащихся), задание 5: серия докладов. Темы докладов возможны такие:
• Особенности планет Земной группы.
• Есть ли жизнь на Марсе?
• Особенности планеты Юпитер.
• Почему первый межзвёздный полёт будет к звезде α Центавра?
Рекомендации для занятий в семье: помочь детям в поиске информации при выполнении заданий 2 и 5 рабочей тетради.