НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; познакомить со значением воздуха для живых организмов; воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений; извлекать из источников дополнительную информацию о свойствах воздуха и его значении, делать доклады.

Основные термины: смесь газов, кислород, углекислый газ, азот.

Оборудование: у учителя — магнитофон, кассета с записью, веер, вентилятор, прибор для определения свойств воздуха (с. 60), книга «Великан на поляне»; у учащихся — воздушные шарики, верёвочки, книга «Великан на поляне».

Предварительная работа: принести воздушные шары, веревочки и книгу «Великан на поляне».

Ход урока

В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» (с. 57). Для развития связной монологической речи детей необходимо прослушать доклады на материале прошлого урока (задания 2 и 5 рабочей тетради).

Музыкальной визитной карточкой данного урока будет магнитофонная запись.

Затем учитель формулирует учебную задачу: изучить свойства воздуха, его состав, уяснить значение воздуха для всего живого в природе.

На подготовительном этапе следует вспомнить с детьми ранее изученный материал о газах по вопросам рубрики «Вспомним» (с. 58).

Изучение темы урока лучше всего организовать как практическую работу с комментариями учителя. При этом следует использовать как можно больше простейших экспериментов, наглядности и проблемных вопросов.

На первом этапе практической работы при объяснении того, как определить наличие воздуха вокруг нас, надо последовательно использовать эффект веера (учащиеся должны помахать себе в лицо тетрадями), показать веер или мультимедийное изображение японки с веером, затем задать вопрос: «Какие современные электроприборы заменяют нам веер?» После ответов учащихся нужно включить вентилятор (до этого его не видно) и объяснить его назначение: вентилятор гонит воздух комнатной температуры и отгоняет от нас нагретый нами воздух. Затем повторяется пройденный ранее материал о температуре воздуха и температуре тела и делается вывод, что ощущение прохлады вентилятор создаёт за счёт разницы в температуре воздуха в классе (+20 - +22°) и тела человека (36,6°). Заканчивается первый опыт объяснением того, что движение воздуха в природе называется ветром. Учитель объясняет причины возникновения ветра и ураганов. В заключение первого этапа практической работы дети читают материал учебника на с. 58—59 (первые два абзаца).

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

Второй этап практической работы даёт представление о прозрачности и бесцветности воздуха. Дети сначала рассматривают рисунки на с. 58. Учитель задаёт вопрос: «Имеет ли воздух цвет?» Не исключено, что дети ответят, что воздух голубой, хотя перед этим прочитали о том, что воздух — «невидимка». Тогда учитель задаёт вопросы в соответствии с материалом пунктов 1—2 на с. 50. Выводы о прозрачности и бесцветности воздуха дети записывают в рабочую тетрадь, а затем читают абзац учебника о цвете неба и космического пространства. Для наглядности можно показать через мультимедийный проектор фотографию, сделанную на космической станции, где видны голубая Земля и чёрный, с яркими звёздами космос. В заключение можно добавить, что не все газы прозрачны; хлор, например, зелёного цвета.

Третий этап практической работы нужно посвятить выяснению газового состава воздуха. В дополнение к схеме учебника (с. 59) учитель может сказать, что кислорода в воздухе не так много, а без него невозможна жизнь на Земле. В дополнение к материалу учебника учитель может рассказать о парниковом эффекте углекислого газа, о Киотском протоколе. Обязательно нужно добавить, что углекислый газ всё же необходим для питания растений, поэтому, чтобы поддержать газовый состав воздуха, нужно не только снижать выбросы углекислого газа, но и озеленять города.

Четвёртый этап практической работы даёт информацию о расширении и сжимании воздуха при нагревании и охлаждении. Сначала учитель демонстрирует опыт (с. 60); затем игру с надуванием воздушного шара (с. 61); её нужно дополнить, попросив детей сжать надутые шары. Это, во-первых, продемонстрирует наличие воздуха в шаре, а во-вторых, то, что для сжатия воздуха нужно прикладывать усилие или сильное охлаждение. Результаты этого этапа дети записывают в рабочую тетрадь.

Пятый этап практической работы можно начать с проблемного вопроса: «Почему летом носят панамки и ситцевые платья, а зимой — меховые шапки и шерстяные платья?» В дополнение к материалу учебника можно сказать, что плохую теплопроводность воздуха используют и в жару: на Кавказе и в Средней Азии в жару мужчины носят овчинные шапки, так как температура воздуха под прямыми солнечными лучами летом в этих регионах выше, чем температура тела человека. Результаты этого этапа также записываются в рабочую тетрадь.

В конце урока, если останется время, обсуждается статья «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне» и ставятся проблемные вопросы:

1. Учёные считают, что растения появились на Земле раньше, чем животные. На чём основано это мнение? Для справок. Для жизни животным обязательно нужен кислород. Растения поглощают углекислоту и выделяют кислород. Следовательно, для того чтобы появились животные, в атмосфере Земли должно было скопиться достаточное количество кислорода. Поэтому-то учёные и считают, что на Земле растения появились раньше, чем животные. По данным английской исследовательницы Д. Клак (2007), доля атмосферного кислорода 380 млн. лет назад была 15% против нынешних 21%, а углекислого газа было в 10 раз больше. Это способствовало бурному развитию растений, что в итоге привело к увеличению доли кислорода.

2. Как ты думаешь, почему в аквариуме обязательно высаживают водоросли? Для справок. Растения высаживают в аквариумы для того, чтобы они выделяли кислород, который растворяется в воде, и им дышат рыбы. Если не высадить в аквариум растения, то придётся закачивать воздух в аквариум компрессором, чтобы рыбы не погибли.

При подведении итогов урока (рубрика «Подумаем» на с. 61) надо сообщить, что в безветренную погоду над городами висит смог.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выучить материал на с. 58—59 и выводы на с. 61, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» и заданий 1, 2 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь детям выполнить задания 1, 2 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]