САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО - Раздел «Мир как дом»

Первый урок

Задачи урока: дать понятие о воде и её распространённости на планете, об агрегатных состояниях воды, о значении воды для живых организмов; воспитывать бережное отношение к чистоте воды, учить экономить воду.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады.

Основные термины: твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью песни из кинофильма «Волга-Волга», глобус; у учащихся — глобусы.

Ход урока

В связи с важностью и сложностью данной темы мы советуем провести не один, а два урока. Первый урок можно посвятить изучению агрегатных состояний воды и роли воды в природе, в жизни человека и в технике. Второй урок целесообразно посвятить изучению свойств воды и выполнению практической работы.

В начале первого урока проверяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» и выполнение заданий 1, 4 рабочей тетради.

Визитной карточкой темы данного урока может служить шуточная песенка «Удивительный вопрос: почему я водовоз?» из кинофильма «Волга-Волга».

На подготовительном этапе необходимо повторить материал о телах и веществах по вопросам рубрики «Вспомним» (с. 62 учебника). Последний из этих вопросов, по существу своему проблемный, может служить поводом к постановке учебной задачи данного урока: выяснить, каким веществом является вода и почему её называют самым главным веществом на Земле. Дополнительно можно создать ещё одну проблемную ситуацию, спросив: «В 2008 г. на Марс был отправлен беспилотный космический корабль, основной задачей которого было установить, есть ли на этой планете вода. Почему именно это интересовало учёных? Для справок. Наличие воды — непременное условие существования жизни на планете в том её виде, какой существует на Земле. Поэтому, если на Марсе есть вода, там есть жизнь, но, разумеется, формы её и степень развития могут быть точно установлены только после исследования Марса людьми, высадившимися на планету.

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что вода справедливо считается самым главным веществом, потому что без неё была бы невозможна жизнь на Земле, потому что она входит в состав всех живых организмов, а организм человека на 2/3 состоит из воды.

Переходя к изучению распространённости воды в природе, учитель задаёт риторический вопрос, а хватает ли на Земле воды для существования живых организмов, и предлагает детям по изображению на глобусе определить, где находятся запасы воды. При этом повторяется, что вода изображается на глобусе, планах и картах разными оттенками синего цвета, что вода — это не только океаны, но и моря, реки, ручьи, озёра и пруды. Далее дети зачитывают первый абзац теоретического материала на с. 62, и учитель поясняет, почему в учебнике дано понятие о пресной и солёной воде: почти все живые существа, кроме океанических и морских обитателей, нуждаются в пресной воде, а её по сравнению с солёной не так уж и много, поэтому пресную воду нужно беречь.

При изучении агрегатных состояний воды нужно проанализировать иллюстрации на с. 62—63 учебника и выявить, что вода существует в жидком и твёрдом состоянии, в твёрдом — при температуре ниже 0° С, в жидком — при температуре выше 0° С. Затем учитель сообщает, что на Земле есть огромные территории, которые постоянно покрыты льдом, и учащиеся находят на глобусах Арктику и Антарктику, находят на с. 63 снимки, относящиеся к Арктике и Антарктике.

Переходя к газообразному состоянию воды, можно задать детям вопрос: «В прогнозах погоды часто передают сведения о влажности воздуха. Как вы думаете, что такое влажность воздуха, если в этот момент не идёт дождь?» (При затруднениях детей зачитывается соответствующая информация из текста на с. 63.)

Материал о роли воды в жизни человека и природы был уже в достаточной степени затронут в начале урока, поэтому при его обобщении по тексту на с. 63 можно организовать игру «Интервью» («Я — учитель»): дети читают про себя материал последних двух абзацев на с. 63 и придумывают для учителя «провокационные» вопросы. Отвечая на них, учитель несколько расширяет материал, который изложен в учебнике. Так, например, говоря о пресной и солёной воде, учитель может рассказать, что в солёной воде могут жить только морские водоросли, например морская капуста. Наземные же растения солёную воду не переносят, поэтому если почва засолённая (солонец), то на ней ничего не растёт. Исключением являются кокосовые пальмы, которые растут только на берегу океана и очень любят солёную морскую воду. Человек тоже не может пить морскую воду, поэтому многие спасшиеся на плотах после кораблекрушения люди гибли от жажды, если их не подбирало спасательное судно.

Говоря об использовании воды в производственных целях, можно упомянуть об использовании воды под давлением при выкачивании нефти на месторождениях или для гидравлического размыва пород при добыче полезных ископаемых.

Учитель также принимает участие в «Интервью», задав на дом детям найти материал для ответов на проблемные вопросы (для работы совместно с родителями):

1. Почему иней нельзя назвать снегом? Для справок. Снегом обычно называют разновидность осадков, выпадающих из туч. Иней же — это замёрзшая вода из воздуха, близкого к поверхности земли.

2. В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» главный герой называет снег своим одеялом. Какова роль снежного покрова в сохранении растительности? Какие свойства снега способствуют этому? Для справок. Снежный покров играет для растений роль «одеяла», так как снежинки неплотно прилегают друг к другу, снежный пласт заполнен воздухом, обладающим низкой теплопроводностью. Поэтому под снегом хорошо переносят зиму озимые посевы и вечнозелёные растения (брусника, клюква), сохраняются и весной прорастают семена трав, кустарников и деревьев.

3. Как ты думаешь, почему лёд не тонет в воде? Для справок. Лёд легче воды, потому что вода при замерзании расширяется. Поэтому лёд не тонет в воде и в водоёмах обычно около дна остаётся вода с температурой +4 °С, в которой могут жить водные растения и животные.

4. В древности люди убирали со своих полей огромные камни, которые они не могли сдвинуть с места, таким образом: в сильный мороз лили в трещины камня воду, а утром камень оказывался расколотым и его осколки люди могли вывезти с поля. На каком свойстве воды основан этот способ? Для справок. Вода при замерзании расширяется, и образующийся лёд раздвигает трещины в камне, камень лопается, и его можно вывезти с поля.

Итоги урока подводятся по вопросам 1, 4 рубрики «Проверим себя».

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 62—63 учебника, подготовить маленькие доклады по данным проблемным вопросам, ответ на вопросы рубрики «Подумаем».

Рекомендации для занятий в семье: помочь детям найти материал для докладов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]