Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
СВОЙСТВА ВОДЫ. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ - Раздел «Мир как дом»
Второй урок
Задачи урока: познакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.
Основные термины: прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая запаха, круговорот воды в природе, переход из одного состояния в другое.
Оборудование: у учителя — магнитофон, кассета с записью песни из кинофильма «Волга-Волга», спиртовка, колба с подкрашенной водой и трубкой, тарелка со льдом, тарелка с водой; у учащихся — лабораторные стаканы, стеклянные палочки.
Ход урока
Визитной карточкой данного урока является песенка о воде из кинофильма «Волга-Волга».
В начале урока проверяется усвоение материала предыдущего урока и выслушиваются доклады учащихся, после чего учитель формулирует учебную задачу: исследовать свойства воды как вещества и изучить на основе этого круговорот воды в природе.
Работая в группе, дети в рабочей тетради прочитывают про себя план проведения опытов и затем формулируют цель каждого опыта (устно). Следуя инструкции, проводят опыты и записывают выводы, проверяют их по приложению. В конце работы отмечают свои успехи в соответствующих графах. Для обобщения один из участников группы зачитывает вывод по всему эксперименту.
Затем учитель демонстрирует опыт по конденсации водяного пара на холодной поверхности. Можно для повышения заинтересованности в изучении круговорота воды в природе создать проблемную ситуацию, задав вопросы: «Давайте вспомним тёплое, солнечное лето. Рано утром вы выходите из дома, ярко светит солнце, а на траве — капельки воды, а ведь дождя не было. Откуда взялась вода? Куда она потом делась?» Следующим вопросом может быть такой: «А куда исчезает водяной пар, который, нагреваясь под солнцем, поднимается всё выше и выше?»
Изучать материал о круговороте воды в природе можно по-разному: либо в виде объяснения учителя с использованием настенной таблицы или отсканированной иллюстрации на с. 64 учебника для мультимедийной презентации, либо в виде игры «Интервью» («Я — учитель»).
Закрепляется материал обсуждением вопросов рубрик «Обсудим», «Подумаем» и «Проверим себя». В конце урока зачитывается вывод на с. 65.
Физкультминутку можно проводить по мере необходимости под музыку визитной карточки.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: повторить материал на с. 62—63, выучить материал на с. 64—65. Выполнить проекты (по выбору учащихся):
1. Провести хронометраж использования воды в течение одного дня: кем, когда, на какое время включался водопроводный кран в течение дня.
2. Исследовать, на какие бытовые цели использовалась водопроводная вода в течение недели.
3. Описать, как используется вода на работе у родителей.
Рекомендации для занятий в семье: помочь детям выполнить проекты.