ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества; научить их узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества; развивать внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

Планируемые результаты: знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе в творчестве народов своего края; уметь найти и характеризовать образы этих природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для сочинения своих собственных загадок об огне, о воде, воздухе, различая возможные проявления этих стихий (вода в водоёмах, дождь, солнце, молния, огонь на земле).

Оборудование: кружки, вырезанные из картона синего, красного и белого цветов для обозначения стихий; ножницы, клей (если будет выполняться задание 1 рабочей тетради).

Предварительная работа: побывайте с детьми в местном или школьном краеведческом музее, специально обратите внимание детей на сюжеты и орнаменты, представленные на предметах старинного домашнего быта, на одежде, на архитектурных украшениях традиционного жилища. Посещение можно организовать и после работы над данной и последующими за ней темами уроков, связанных с толкованием значения образов природы в народном творчестве. Выберите подходящий для вас вариант. Заранее приготовьте вместе с детьми кружки из картона.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, как нарисовать дом? А если бы вас попросили нарисовать воду около дома, как бы вы это сделали? А огонь? А воздух? (Ребята вызываются делать рисунки на доске и по очереди дополняют рисунок.) Попробуйте составить рассказ по нашему рисунку». Ученики рассказывают историю нарисованного на доске дома. Можно приготовить заготовку четверостишия со словами «дом», «огонь», «воздух», «вода», и дети дополнят его своими рифмами.

Учитель продолжает: «Наш рисунок получился понятным, и рассказ по нему составить несложно. А теперь посмотрите на фотографии в учебнике и попробуйте разгадать тайну старинных узоров. О чём они нам рассказывают? Перед этим давайте вспомним материал прошлых уроков (учитель задаёт детям вопросы раздела «Вспомним» на с. 66 учебника).

Учитель продолжает: «Воздух, вода и огонь — невидимки, которые спрятались в узорах, изображённых мастерами, создавшими произведения народного искусства. Постараемся всё же их увидеть». Дети выполняют устное задание.

Учитель: «У нас есть возможность проверить наши предположения, прочитав учебник. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и отмечайте найденные вами стихии значками». Для обозначения стихий дети используют кружки из картона, выкладывая их возле фотографий. После выполнения задания сравниваются результаты находок, и учитель беседует с детьми по вопросам раздела «Проверим себя» и вопроса 1 раздела «Подумаем».

Учитель рассказывает дополнительно, как представлены природные стихии огня, воды, воздуха в изобразительно-прикладном творчестве народов региона, где работает школа: с помощью геометрических узоров, образов животных или иными способами.

Учитель: «Ребята, какие вы знаете способы игры в прятки? Сейчас вода, огонь и воздух прятались от нас в узорах, рисунках, превращались в животных. Оказывается, прятаться можно и за словами. Подумаем, как называется такая словесная игра в прятки. (Загадки.) Вот мы сейчас и поиграем».

Учитель зачитывает или проговаривает вступительную часть к разделу «Узнаем подробнее». Класс делится на три части. Первая часть получает задание отобрать все загадки о воде, вторая — о воздухе, третья — об огне. Дети выполняют работу, пользуясь «Страничками Умного Совёнка». По окончании работы дети делятся своими находками и отвечают на основе анализа загадок на вопрос 2 рубрики «Подумаем».

После обсуждения класс выполняет задание 3 рабочей тетради (если остаётся время, то и задание 1).

В завершение урока учитель просит детей сказать: «Что важного, нового вы узнали на уроке? О чём самом главном хотел рассказать учебник? Что можно добавить к выводу учебника?»

Региональный компонент: по возможности и договорённости с родителями организуйте в классе выставку произведений старинного творчества народов своего края, составленную из предметов, хранящихся в семьях детей (расписная посуда, тканые и вышитые полотенца, скатерти и другие рукодельные вещи). Посетите с детьми библиотеку для практического знакомства с книгами, альбомами по прикладному народному творчеству. Используйте экспонаты выставки и материалы библиотеки на последующих уроках, посвящённых изучению данной темы.

Рекомендации для занятий в семье: обсудите с ребёнком пройденный материал. По возможности поиграйте с предметами домашнего быта в прятки, находя в них образы стихий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]