КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить с минералами и горными породами, дать понятие о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о наиболее важных для человечества полезных ископаемых, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых; воспитывать бережное отношение к природе при добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; находить в атласе-определителе материалы о минералах и горных породах; наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых, делать доклады.

Основные термины: минералы, горные породы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Оборудование: у учителя — магнитофон с записью увертюры к балету «Каменный цветок» С. Прокофьева, образцы минералов и пород, изучаемых на уроке (гранит, слюда, кварц, полевой шпат, известняк, мел, каменный уголь, нефть); у учащихся — лупы, образцы минералов, изучаемых на уроке и изученных в 1 классе.

Ход урока

В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя», проверяется выполнение заданий рабочей тетради, выслушиваются доклады.

Планируя изучение материала данного урока, учитель должен иметь в виду, что изучаемый материал чрезвычайно важен для профессиональной ориентации детей на производственные специальности (геологи, горные инженеры, шахтёры), поэтому следует воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу детей.

Визитной карточкой урока является увертюра к балету «Каменный цветок» С. Прокофьева. Постановку учебной задачи можно начать так: «Вы сейчас услышали музыку из балета, поставленного по одному из сказов Павла Петровича Бажова, в котором рассказывается, как Данило-мастер хотел выточить вазу, красивее которой не было на свете, и для этого пошёл в услужение к Хозяйке Медной горы. Как называется этот сказ? А как называется вся книга сказов? За чем спускались люди под землю? Сегодняшний урок как раз и посвящён тому, что находится в кладовых земли». Затем формулируется учебная задача урока: узнать о новых, не только красивых, но и полезных для человека камнях, о минералах и горных породах, исследовать, из чего состоит гранит, узнать, что такое полезные ископаемые, какие из них наиболее важны для человека и как их добывают.

На подготовительном этапе повторяется материал, изученный ранее, по вопросам рубрики «Вспомним». Учитель при этом демонстрирует образцы минералов или изделия из них (селенит, гранит, янтарь, бирюза).

Начиная объяснение нового материала, учитель должен помнить, что дети должны усвоить разницу между минералом и породой, так как в обиходной речи они не всегда различаются. Главное, чтобы дети поняли, что минералы имеют однородный состав, а породы — неоднородный.

Закрепить эти сведения поможет практическая работа по определению состава гранита, которая проводится в соответствии с инструкциями в задании 2 рабочей тетради. У детей должен быть наглядный материал (образцы гранита, слюды, полевого шпата и кварца из кабинета географии, хотя бы по одному на группу в 4 ученика, и лупы), и они должны последовательно выполнять инструкции к практической работе и правильно оформить результаты эксперимента.

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

Объяснение материала о кристаллах сопровождается демонстрацией разноокрашенных кристаллов кварца, имеющихся в минералогической коллекции школы, и ювелирных изделий из них.

Начать изучение полезных ископаемых можно с проблемного вопроса: «Почему горные породы и минералы редко находятся на поверхности земли?» Для справок. Большинство полезных ископаемых находится под так называемыми осадочными породами, образующимися в результате выветривания (песок, глина) и покрытыми растительностью. Поэтому для добычи полезных ископаемых обычно строят шахты, рудники или добывают их карьерным способом.

Затем дети либо слушают учителя, либо читают материал на с. 71, рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопрос, видели ли они обнажения пород в своей местности. Если да, то какие породы обнажились.

Материал о месторождениях труден для учащихся, особенно в тех регионах, где нет крупных залежей полезных ископаемых и предприятий по их добыче. Поэтому необходимо проработать значение и этимологию терминов «полезные ископаемые» и «месторождение» и записать определения в рабочую тетрадь (пункты в и г задания 1). Рассказывая о наиболее распространённых полезных ископаемых, учитель не должен ограничиваться иллюстрациями учебника на с. 72. Обязательно нужно, чтобы дети подержали в руках образцы и даже (осторожно!) понюхали нефть. Если в регионе есть залежи полезных ископаемых и кто-либо из родителей учеников работает на шахте, в карьере и т. д., уместно выслушать рассказы детей о профессии родителей, а затем организовать внеклассное мероприятие с приглашением их. Это будет служить для детей ориентацией на производственные профессии, способствовать укреплению семейных связей и образованию профессиональных династий.

Закрепляется материал выполнением задания рубрики «Откроем атлас-определитель».

Итоги урока подводятся с помощью ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтения вывода на с. 73.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 70— 73, выполнение заданий рубрик «Обсудим» и «Подумаем» и задания 4—5 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь детям в выполнении задания 5 рабочей тетради и рубрик «Обсудим» и «Подумаем».






Для любых предложений по сайту: [email protected]