ЧУДО ПОД НОГАМИ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ЧУДО ПОД НОГАМИ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.

Основные термины: почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли.

Оборудование: у учителя — магнитофон с записью первого куплета «Гляжу в озёра синие» из телефильма «Тени исчезают в полдень» (музыка Л. Афанасьева, слова И. Шаферана), спиртовка, спички, держалка, предметное стекло, стакан с водой (по одному предмету на два стола).

Ход урока

В начале урока проверяется домашнее задание по вопросам и заданиям рубрик «Обсудим», «Подумаем», «Проверим себя» и заданиям рабочей тетради.

Переход к материалу данного урока лучше всего начать с создания проблемной ситуации. Звучит первый куплет песни «Гляжу в озёра синие». Учитель задаёт вопросы: «Какое значение в этой песне имеет слово «земля»? (Страна.) А как называется на русском языке наша планета? (Земля.) А как называется почва у нас под ногами? (Земля.)»

Затем учитель говорит, что не у всех народов и страна, и земной шар, и почва называются одним и тем же словом. Как звучит, например, по-английски земной шар (the world), страна (land), почва (soil)? Почему же у русских такое отношение к земле, пашне, хлебному полю? Долгое время население России было крестьянским, и для большей части народа земля была кормилицей, поэтому отношение к ней было уважительное, любовное. Об этом говорят пословицы: «Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Дорогой товар из земли растёт. Земля кормит людей, как мать детей». Такое отношение к земле переносилось и на всю страну, на Родину: «Кто наступит на землю Русскую — оступится. Береги землю родимую, как мать любимую. С родной земли умри, а не сходи. Родная земля — мать, чужая — мачеха».

Учитель формулирует учебную задачу: «Что же чудесного в той земле, по которой мы ходим? Оказывается, довольно тонкий слой земли, который называется почвой, кормит и растения, и животных, и людей. Прочитаем в учебнике на с. 74 текст и найдём ответ на вопрос, что такое почва и каково её главное свойство». (Дети читают текст про себя и зачитывают ответ на вопрос, затем записывают в рабочую тетрадь — задание 1.)

Затем выполняется практическая работа по исследованию свойств почвы в соответствии с инструкциями задания 2 рабочей тетради. Работу лучше организовать по группам в четыре человека, чтобы каждый мог рассмотреть результаты этапов опыта и записать их. Особое внимание нужно обратить на обработку результатов эксперимента.

Физкультминутка: потягивания, повороты в стороны, наклоны выполняются под музыку визитной карточки к уроку.

Далее проводится изучение материала о почвоведении и его основателе В. В. Докучаеве. Читается статья о нём в приложении «Странички Умного Совёнка», затем задаётся проблемный вопрос: «В 60-е годы ХХ века в Казахстане были распаханы огромные площади земли, и в первый год был получен огромный урожай, но был нарушен один из главных заветов В. В. Докучаева. Как ты думаешь, что случилось в Казахстане весной следующего года? Для справок. В Казахстане после первого урожайного года при освоении целины следующей весной начались пыльные бури. Почва переносилась на огромные расстояния, урожая не было. В настоящее время, чтобы не нарушать заветов Докучаева о том, что нельзя распахивать большие пространства земли, землю не распахивают, а дискуют и разделяют пашню лесозащитными полосами».

При изучении кругооборота веществ в почве надо обратить особое внимание на схему на с. 76, чтобы у детей не создалось впечатления, что растения корнями всасывают непосредственно перегной, а при изучении того, как воздух попадает в почву, — на иллюстрацию на с. 74—75. Чтобы понять, что общего и в чём различие между кротом и медведкой, дети читают материал на с. 149 и 197 атласа-определителя «От земли до неба». Обобщая ответы детей на вопросы рубрики «Откроем атлас-определитель», учитель должен подчеркнуть, что приспособление к жизни под землёй обусловило сходство передних конечностей у животных разных групп — насекомого и зверя.

Итоги урока подводятся с помощью вопросов рубрики «Проверим себя» и чтения вывода на с. 77.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выучить теоретический материал на с. 74—76 учебника; ответить на вопросы рубрик «Обсудим», «Подумаем», задание 3 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь детям найти материал для ответа на вопрос рубрики «Подумаем», прочитать и обсудить вопрос рубрики «Обсудим».






Для любых предложений по сайту: [email protected]