МИР РАСТЕНИЙ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МИР РАСТЕНИЙ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями, дать понятие о видах растений; продолжить знакомство с ролью растений для жизни на Земле, для питания животных и человека, для хозяйственной деятельности людей; воспитывать интерес к флоре родного края, бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия, находить в атласе-определителе «От земли до неба» примеры растений своего края; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.

Основные термины: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ.

Оборудование: у учителя — магнитофон, кассета с записью песни Д. Кабалевского «Наш край», атлас-определитель «От земли до неба», настенная таблица классификации растений или компьютер и экран для мультимедийной проекции; у учащихся — атлас-определитель.

Ход урока

В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрик «Обсудим», «Подумаем», «Проверим себя» (с. 77 учебника).

Визитной карточкой урока может быть мелодия песни «Наш край» Д. Кабалевского («То берёзка, то рябина»). Учитель просит детей догадаться по мелодии, о чём пойдёт речь на уроке, так как эта мелодия звучала на уроках, посвящённых изучению растений. Затем учитель формулирует учебную задачу урока — изучить классификацию растений и продолжить знакомство с ролью растений для жизни на Земле.

На подготовительном этапе повторяется материал 1—2 классов по вопросам рубрики «Вспомним». Целесообразно добавить также вопросы о различии между деревьями, кустарниками и травами, а также между дикорастущими и культурными растениями.

Объяснение нового материала лучше всего построить в виде слов учителя с иллюстрированием с помощью настенной таблицы или отсканированной иллюстрации (с. 78—79 учебника). Для активизации работы детей можно привлечь материалы атласа-определителя «От земли до неба», особенно при изучении водорослей (с. 70—73 атласа), мхов (с. 80—81) и папоротников (с. 78—79), так как с ними дети меньше знакомы.

Закрепляется материал при выполнении заданий 1, 2 рабочей тетради. При затруднениях дети должны пользоваться материалом учебника (с. 78—79).

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

Изучение материала о роли растений в жизни на Земле можно провести в виде беседы, так как многое уже известно детям из курса 1—2 классов, а также при изучении темы «Сокровище под ногами». Примерные вопросы беседы таковы: «Из каких частей (органов) состоит растение? С помощью каких своих частей питается растение? Какие питательные вещества получают растения из почвы и с помощью какого своего органа? А ещё какие органы участвуют в питании растений?» При затруднении учитель обращает внимание детей на таблицу питания растений на с. 80. В ходе анализа этой таблицы выясняется, что из воздуха с помощью листьев растения в присутствии солнечного света усваивают углекислый газ. Материал о роли растений в природе можно начать с проблемного вопроса: «Большинство учёных, изучающих возникновение и развитие жизни на Земле, сходятся на том, что на Земле сначала возникли растения, а потом уже животные. Как вы думаете, почему?» Обобщая ответы детей, учитель говорит, что, по мнению учёных, первоначально кислорода в атмосфере Земли было мало, но растения, выделяя на солнце кислород, способствовали появлению и развитию животных. В те времена на Земле было жарко, душно, и поэтому растения вырастали гигантских размеров; папоротники были выше, чем сейчас деревья.

Изучение материала о дыхании растений также можно начать с проблемного вопроса: «Почему нужно периодически протирать от пыли листочки комнатных растений или обмывать их водой?» Для справок. Листья растений дышат с помощью имеющихся у них устьиц. Осаждающаяся на листьях комнатная пыль закрывает устьица, и комнатные растения перестают дышать, заболевают и могут погибнуть.

Для наглядности можно дать детям возможность с помощью лупы рассмотреть лист какого-нибудь комнатного растения. Затем разбирается таблица дыхания растений и делается вывод, что растения тоже дышат кислородом, но для этого не нужен солнечный свет. Поэтому учёные не рекомендуют держать в спальнях комнатные цветы. В заключение дети прочитывают про себя текст на с. 80—81. Закрепляется материал при выполнении задания рубрики «Подумаем». При этом целесообразно вначале обсудить роль трав, и прежде всего злаковых и корнеплодов в питании человека и животных, а затем кустарников и деревьев в питании человека и животных, а затем кустарников и деревьев в питании и производстве.

Оставшееся время нужно посвятить инструктажу к выполнению проекта «Наше путешествие в мир растений» (фоторассказ о растениях своего края).

Итоги урока подводятся с помощью ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтения вывода на с. 81.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 78—79, задание 2 рубрики «Откроем атлас-определитель», задания 3, 4 рабочей тетради, проект «Наше путешествие в мир растений».

Рекомендации для занятий в семье: помочь детям выполнить практические задания, обсудить статьи о растениях в книге «Зелёные страницы».






Для любых предложений по сайту: [email protected]