ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ И РАСТЕНИЯ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ И РАСТЕНИЯ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества; научить их узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде); привлекать внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

Планируемые результаты: знать несколько загадок о земле и растениях в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

Оборудование: учебник, спичечные коробки, наполненные песком или крупой, заклеенные скотчем, теннисные шарики (на каждую парту).

Предварительная работа: побывайте с детьми в местном или школьном краеведческом музее для того, чтобы специально обратить их внимание на сюжеты и орнаменты, представленные на предметах старинного домашнего быта, на одежде, на архитектурных украшениях традиционного жилища. Такое посещение можно организовать и после работы над данной и последующими за ней темами уроков, связанными с толкованием значения образов природы в народном творчестве. Выберите подходящий для вас вариант.

Ход урока

Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Часто ли нам приходится встречаться с чудом в жизни? Какие события в своей жизни вы могли бы назвать чудесными?

Скажите, а что можно назвать чудом под ногами? Я вам подскажу — землю, почву. А почему? Что в обычной земле чудесного? Да, главное чудо земли, почвы — это то, что она даёт жизнь растениям. А кто может ответить, в чём состоит роль растений для жизни на планете Земля? Земля, почва — повсюду. Сила её так велика, такая в ней мощь, что справедливо землю — почву относят к одной из четырёх стихий природы. Ведь слово «стихия» обозначает явление природы, мощное, непреодолимое, огромное, неохватное. Мы уже знаем по прошлому уроку, какие три природные стихии с древности все народы мира считали главными (огонь, вода, воздух). Давайте рассмотрим фотографии на с. 82—83 учебника. Попробуйте найти на них уже знакомые вам знаки известных вам стихий природы. Попробуйте догадаться, каким знаком обозначали старинные мастера землю». Дети выполняют задание.

Учитель: «Сейчас мы прочитаем, что рассказывает учебник о четвёртой природной стихии — плодородной земле. Перед этим отгадайте загадку: «Два быка бодутся, вместе не сойдутся». И ещё: «Матушкину коробку с полу не поднимешь». Учитель принимает все детские предположения. После того как все желающие высказались, учитель читает вслух (или просит прочитать кого-то из детей) первую часть параграфа учебника. Дети определяют, какие из отгадок, предложенных ими, были верными. Ещё раз возвращаются к фотографиям и находят на них изображения со знаками земли.

Учитель: «Теперь давайте представим себе, что мы вышли летом в поле. Оно засеяно... Чем? Предлагайте. Вот мы стоим в центре... (предложенное детьми название злака) поля. Каким по форме мы увидим небо? (Круглым, накрывающим землю, словно чаша, сходящимся у линии горизонта с землёй.) А какую форму напомнит нам поле, засеянная семенами земля? (Квадрат.) Наверное, поэтому многие народы избрали знаком земли — квадрат, а воздуха, неба — круг. И ещё можно сказать так: квадрат — это что-то весомое, его углы напоминают о тяжёлых предметах, таких как сундук, даже дом с его углами. А круг для глаза человека форма более мягкая, лёгкая, она может обозначить то, что не имеет веса, на чём трудно задержаться руке, в отличие от углов — основательных, устойчивых. Вещь с углами и с места-то трудно сдвинуть, не то что вещь круглой формы, вот как наш волшебный клубочек: сам бежит, катится».

Учитель предлагает детям провести опыт. На каждую парту выдаётся по теннисному шарику и спичечной коробочке, заполненной песком или любой крупой и заклеенной поверху скотчем. Задача экспериментаторов: перевернуть коробочку вначале одним, а затем двумя пальцами и установить в неподвижном положении шарик на парте. После опыта и обсуждения его результатов учитель спрашивает: «Почему знаком обработанной земли стал квадрат, прямоугольник, ромб с решёткой или крестом внутри?»

Далее учитель продолжает: «В каждом народе живы сказки, песни, игры, связанные с обработкой земли. Вот какую игру придумали для детей в Индии. Игра называется «Шива пашет на волах».

Дети вслед за учителем повторяют движения рук: кисти рук совершают движения перед грудью вправо и влево. Рука, идущая впереди, изображает рога вола — выставленные указательный палец и мизинец. За «волом» следует рука, зажатая в кулак, изображающая Шиву, — выставленный вверх большой палец. Направление движения и положение пальцев рук меняются с завершением игрового текста «Шива пашет на волах». Темп произношения убыстряется от фразы к фразе. Эту игру можно дать на физкультминутке.

Учитель: «Сегодня мы уже слышали с вами отрывок из китайского мифа. А сейчас я коротко перескажу вам китайскую сказку: жили-были два брата — богач и бедняк. Их поля были рядом. Однажды бедняк спас птенца ласточки, выпавшего из гнезда. Ласточка отблагодарила бедняка. Она принесла ему семечко, из которого на поле выросла огромная тыква. Когда её разломили, она была полна жемчуга, золотых монет и другого богатства. Узнал об этом богач, позавидовал брату. Но ласточка не хотела к нему прилетать. Тогда он забрался в её гнездо и обидел птенцов. Как вы думаете, хорошо закончилась для него эта история? Конечно нет: ласточка принесла зерно богачу, выросла тыква, но из тыквы вышли змеи и огонь. Есть много и других сказок, в которых растения приносят человеку счастье, поднимают его к небу. Почему так? Мы узнаем об этом из учебника. Перед чтением давайте опять проверим свои силы, догадливость в загадках:

Стоит на мосту яблоня,

У ней цвет

Во весь белый свет.

Вечером цветут,

Утром вянут».

Учитель выслушивает все предположения и продолжает: «Теперь можно проверить себя по учебнику. Слушайте внимательно!» Он читает текст на с. 84—85 учебника. Дети находят изображение мирового древа на фотографиях. Находят ответы на загадки или проверяют себя по «Страничкам Умного Совёнка». Учитель спрашивает: «Что в символическом образе мирового древа похоже на свойства настоящих растений в природе, а что выглядит как вымысел? Где, по народным преданиям, растёт мировое древо? Как звучат загадки о солнце днём и звёздах ночью, в которых светила представлены в образе цветущего дерева?» Дети отвечают.

Учитель продолжает: «Сейчас мы постараемся самостоятельно сделать вывод из сегодняшнего урока. Для этого внимательно слушайте вопросы. Из ответов на них сложится первая часть вывода. Что древние люди считали четвёртой природной стихией? Как изображали обработанную землю в народной культуре? Кто попробует сказать первую часть вывода?» Дети по желанию отвечают, учитель уточняет ответы. Зачитывает первую часть вывода из учебника и продолжает: «Вторая часть вывода касается образа мирового древа. Что значит образ мирового древа в народной культуре?» Дети формулируют своё понимание. Учитель помогает им вопросами. Зачитывает вторую часть вывода из учебника. Предлагает детям произнести общий вывод вслух.

Региональный компонент: по возможности и договорённости с родителями организуйте в классе выставку произведений старинного творчества народов своего края, составленную из предметов, хранящихся в семьях детей (расписная посуда, тканые и вышитые полотенца, скатерти и другие рукодельные вещи). Посетите с детьми школьную или любую другую библиотеку для практического знакомства с книгами, альбомами по прикладному народному творчеству. Используйте экспонаты этой выставки и материалы библиотеки на последующих уроках, посвящённых развитию данной темы.

Рекомендации для занятий в семье: проведите любой из опытов по проращиванию зёрен, выращиванию картофеля, моркови, имбиря, выгонке цветов из зимующих веток. Если в день 4 декабря срезать ветки зимующей яблони, вишни, сливы, форзиции и поставить их в воду в помещении, то к празднику Рождества Христова дом будет украшен цветущими ветвями. Это одна из древних славянских традиций встречи зимнего праздника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]