МИР ЖИВОТНЫХ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МИР ЖИВОТНЫХ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей с червями, моллюсками, иглокожими, ракообразными, паукообразными, земноводными и пресмыкающимися животными и их видами, условиями, необходимыми для их жизни, способами размножения животных разных групп, с ролью животных в жизни человека; воспитывать интерес к фауне родного края; воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, встречающихся в своём регионе, находить их изображения в атласе-определителе «От земли до неба»; характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.

Основные термины: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие.

Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью мелодии заставки к телепередаче «В мире животных», атлас-определитель «От земли до неба», настенная таблица классификации животных или компьютер и экран для мультимедийной проекции; у учащихся — атлас-определитель.

Ход урока

В начале урока повторяется материал предыдущего урока.

Визитной карточкой темы данного урока может быть музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Предваряя постановку учебной задачи, учитель просит детей догадаться, о чём пойдёт речь на данном уроке, а затем уже формулирует учебную задачу (см. задачи урока).

На предварительном этапе повторяется материал о животном мире, изученный в 1—2 классах, по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 86. Целесообразно дополнить эти вопросы повторением сведений о насекомых, рыбах, птицах и зверях и об опознавательных признаках, отличающих их друг от друга.

Объяснение нового материала можно построить в виде слова учителя с использованием либо настенной таблицы классификации животных, либо отсканированной для мультимедийной презентации иллюстрации на с. 86—87. При объяснении не следует излишне расширять те сведения, которые даны в учебнике, относительно представителей изучаемых классов, целесообразнее разъяснить терминологию классов этих животных, создав базу для последующего изучения их в среднем звене школы. Внимание следует уделить различению насекомых и паукообразных, так как многие, даже родители, закончившие среднюю школу, включают пауков в класс насекомых. Основное же внимание нужно сосредоточить на воспитании у детей бережного отношения к этим животным, так как большинство детей испытывают по отношению к ним страх и отвращение. Если кто-либо из детей проявит это чувство, нужно сразу же зачитать соответствующий рассказ из книги «Зелёные страницы» (с. 80 — об отношении к паукам, с. 157—158 — о жабах и лягушках) или из книги «Великан на поляне» (с. 49 — о пиявках, с. 51 — о дождевых червях) в зависимости от того, по отношению к какому из этих животных будет высказано отрицательное отношение.

Закрепляется материал при выполнении заданий 1, 2 рабочей тетради.

Физкультминутка проводится под музыку визитной карточки.

Объяснение материала о размножении животных можно начать с проблемного вопроса: «Рассмотрим рисунки на с. 88 учебника (их лучше отсканировать и рассматривать на экране мультимедийной проекции). По какому признаку разделены животные?» При объяснении материала учитель должен опираться на жизненный опыт учащихся. Так, например, дети знают, что птицы несут и высиживают яйца. Именно это и может послужить поводом для рассказа об икрометании у земноводных и рыб, откладывании яиц у пресмыкающихся. В связи с некоторой общностью размножения можно задать детям проблемный вопрос: «Черепахи, ехидны, крокодилы несут яйца. Можно ли их считать птицами?»

Для справок. Утконосы, черепахи, ехидны и крокодилы хотя и несут яйца, но имеют четыре ноги, не имеют крыльев, их тело не покрыто перьями. Поэтому они не являются птицами.

Для наглядности следует показать детям изображение ехидны.

Закрепление материала проводится при выполнении задания 3 рабочей тетради.

Остальное время на уроке следует посвятить чтению рассказов из книги «Великан на поляне» (рубрика «Обсудим», обсуждение вопроса рубрики «Подумаем» и инструктаж к выполнению дома задания 6 рабочей тетради и проекта «Наше путешествие в мир животных»).

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя».

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 86—89, задания 4, 6 рабочей тетради, проект «Наше путешествие в мир животных».

Рекомендации для занятий в семье: помочь выполнить проект «Наше путешествие в мир животных», обсудить с детьми рассказы (задания 4, 6 рабочей тетради).






Для любых предложений по сайту: [email protected]