ЖИВОТНЫЕ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ЖИВОТНЫЕ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества; научить их узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде); расширять и углублять внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

Планируемые результаты: знать несколько загадок о животных в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для сочинения своих загадок о животных, в том числе и о животных своего края.

Оборудование: учебники, кукла-помощник, запись народных колыбельных, «Колыбельной» Моцарта, предметы народного декоративно-прикладного искусства и фотографии предметов материальной народной культуры, в которых присутствуют образы животных.

Предварительная работа: побывайте с детьми в местном или школьном краеведческом музее для того, чтобы специально обратить их внимание на сюжеты и орнаменты, представленные на предметах старинного домашнего быта, одежде, на архитектурных украшениях традиционного жилища. Такое посещение можно организовать и после работы над данной и последующими за ней темами уроков, связанными с толкованием значения образов природы в народном творчестве. Выберите подходящий для вас вариант.

Ход урока

Учитель обращается к ученикам: «Ребята, вы уже хорошо знаете понятие «живая природа». Скажите, в чём или, правильнее, в ком яснее всего проявляется живая сила природы? Конечно, в животных, что отражается даже в общем названии этой части природного мира: жив-от-ные. Уже с младенчества в воспитании ребёнка нам помогают животные. Вспомните, каких животных зовут на помощь в колыбельных песнях мамы и бабушки, чтобы убаюкать малыша? (Дети отвечают.) Как вы думаете, почему именно эти животные приходят к колыбели? Какие их качества отметили наши предки?» Учитель берёт на руки куклу-помощника, укачивает её, напевая свою любимую колыбельную песню. Кукла говорит: «Моя любимая колыбельная... (Можно включить запись «Колыбельной» Моцарта.) А кто из вас мог бы напеть или просто проговорить колыбельную своего детства?» Желающим детям можно передавать куклу.

Учитель: «Когда ребёнок подрастает, то начинает знакомиться с домашними животными. Какими? Начинает узнавать о жизни диких зверей. Каких? С некоторыми животными вы познакомились до школы. А о многих услышали из сказок, песен, книг. В каких детских стишках вам встречались образы животных? Какие животные чаще всего упоминаются в игровых припевках для детей? (Учитель может напомнить текст потешки «Идёт коза рогатая», игры «Заинька». Просит детей вспомнить знакомые им тексты.) Какие животные выступают помощниками людей в сказках народов нашего края и в других сказках? Кому они помогают? Каким образом? Почему из всего многообразия животного мира народ выбрал именно этих живых существ? Где дети дошкольного возраста встречаются с образами животных? (В игрушках, украшениях на одежде, сумках и др.) Похожи ли эти образы на настоящих животных? Давайте прочитаем о животных — сказочных помощниках в учебнике».

Учитель читает сам или просит прочитать ученика раздел о волшебных помощниках. После прочтения дети обсуждают рисунок к сказке, рассказывают о её героях и об их судьбах. Потом учитель спрашивает: «Ребята, как вы поняли, какая важная для нас мысль заключена в сказках о земноводных, пресмыкающихся и других, неприятных на первый взгляд животных?»

Учитель продолжает: «Сейчас мы с вами обсуждали сказку и сами не заметили, как перешли на взрослый, научный язык. Сказочную лягушку назвали земноводным животным. Конечно, это в данном случае правильно, вы ведь уже школьники. Поступив в школу, вы уже не только радуетесь миру сердцем, но и изучаете его, используя и развивая возможности своего ума. Разбираетесь в том, что известно об окружающем мире людям в настоящее время. Давайте проверим, что вы уже знаете. С какими группами животных вы познакомились на прошлом уроке? За что получили своё название земноводные и пресмыкающиеся? Приведите примеры представителей этих групп животных. С чего начинается жизнь птиц? Рассмотрите, пожалуйста, нижнюю фотографию на с. 90—91 учебника и расскажите, образы каких животных отражены в этих предметах и постройках. Образы каких животных вам уже встречались в произведениях народного творчества?»

Учитель обращает внимание детей на выставку изобразительно-прикладного искусства, организованную в классе. «Ребята, кто из вас мог бы провести экскурсию по выставке? Рассказывать вам помогут мои вопросы и экспонаты нашего музея». Вызванный ученик, отвечая, использует экспонаты выставки. Вопросы учителя: «В каких видах изобразительно-прикладного искусства народов нашего края представлены образы животных? Какие природные материалы используются для создания этих образов? Какие животные изображаются в народной игрушке и на пряниках, украшают народный костюм, старинные дома, дворцы и корабли?»

Учитель: «Как вы думаете, с каких пор образы диких и домашних животных стали применяться людьми в народном творчестве? Какие это обычно животные? Давайте узнаем ответ учебника». Учитель или ученики читают вслух часть главы «Чудесные животные» и зачитывают вывод главы.

Учитель продолжает: «В завершение нашего урока хочу предложить вам игру «Большая охота» (по названию книги Р. Киплинга. Идея этой игры принадлежит Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В их варианте игры, которая называется «Охота на львов», ребята каждую неделю по плану, выставленному в Интернете, отправляются на поиски изображений львов на улицах Москвы). «Большая охота» — так игра называется потому, что вашей задачей будет добыть как можно больше животных. А игра — потому что добывать вы их будете не оружием, а с помощью фотоаппарата или карандаша и бумаги. Ваша задача — найти и поймать на бумагу или в фотоаппарат как можно больше изображений животных в окружающем нас мире, прежде всего в произведениях архитектуры и в предметах народного творчества. Выставка трофеев станет наградой удачливым охотникам».

Региональный компонент: по возможности и договорённости с родителями организуйте в классе выставку произведений старинного творчества народов своего края, составленную из предметов, хранящихся в семьях детей (расписная посуда, тканые и вышитые полотенца, скатерти и другие рукодельные вещи). Посетите с детьми библиотеку для практического знакомства с книгами, альбомами по прикладному народному творчеству. Используйте экспонаты выставки и материалы библиотеки на последующих уроках.

Рекомендации для занятий в семье: разделите с ребёнком его участие в игре «Большая охота». Постарайтесь поддержать в нём или возбудить интерес к окружающему его миру предметов, произведений культуры: архитектуры, народного творчества. Перечитайте любимые книги с героями-животными.

Дополнительный материал для учителя: прочитайте стихотворения Саши Чёрного, Б. Пастернака, произведения Сельмы Лагерлёф о том, как животные приветствовали рождение Спасителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]