НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: дать понятие о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных; воспитывать понимание взаимозависимости в растительном и животном мире.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные группы животных по способу питания; приводить примеры животных этих групп; сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов; уметь находить в атласе-определителе примеры животных разных групп по способу питания.

Основные термины: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания.

Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью песни «В траве сидел кузнечик» (музыка В. Шаинского, слова Н. Носова); у учащихся — атлас-определитель, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

В начале урока проверяется усвоение материала предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя».

Переход к новой теме целесообразно начать с проблемной ситуации. Во вступительном слове учитель задаёт вопрос: «Один из выдающихся врачей древности как-то сказал: «Мы состоим из того, что едим». Что он имел в виду?» После предположений учащихся учитель сообщает, что всё живое питается, чтобы жить. Если растение, животное или человек несколько дней не будет питаться, то погибнет.

Затем учитель формулирует учебную задачу урока: изучить «невидимые нити» в живой природе, т. е. взаимосвязь живых существ.

Далее повторяется схема питания растений и тот материал о цепях питания, который был изучен в 1—3 классах по вопросам рубрики «Вспомним» (с. 94 учебника).

Объяснение нового материала о классификации животных по способу питания лучше проводить в виде слова учителя с разъяснением терминов и составлением схем. Первоначальное закрепление проводится при разборе иллюстрации на с. 94 (дети определяют тип по способу питания) и выполнения упражнения 1 рабочей тетради.

Затем изучается материал о цепях питания с разбором схем на с. 95. При этом учителю следует помнить, что дети, воспитанные на русских сказках, испытывают вполне естественную жалость к жертвам хищников. Поэтому в конце объяснения следует задать вопрос, что было бы, если бы в лесу вдруг исчезли все хищники (волки, лисы, совы) и все зайцы жили до старости. Обобщая ответы детей, учитель говорит, что зайцы расплодились бы так, что уничтожили бы всю растительность, которой они питаются, а потом бы сами начали умирать от голода и болезней. Поэтому нельзя вмешиваться в те цепи питания, которые создала природа.

Закрепляется материал чтением и обсуждением рассказа «Доброе слово о хищниках» на «Страничках Умного Совёнка» и заданием 5 рабочей тетради.

Физкультминутку можно провести с помощью игры «Тыытыгын» (рубрика «Поиграем»).

Переходя к изучению материала о приспособлении животных к охоте и обороне, учитель говорит, что сама природа позаботилась о том, чтобы жертвы насекомоядных и хищников не были уничтожены.

Затем материал на с. 96—97 либо читается детьми (по цепочке), либо выслушивается сообщение учителя с разбором иллюстрации на с. 96. Затем дети приводят свои примеры того, как жертвы хищников приспособлены к жизни. Если дети затрудняются подобрать примеры, то им учитель подсказывает: олень, лось, суслик, белка. Говоря о яркой окраске, можно задать вопрос: «В дикой природе большинство живых существ имеют защитную окраску. Какие растения и насекомые имеют яркую окраску и почему? Для справок. Не имеют защитной окраски плоды растений, семена которых рассеивают птицы, поедая их (боярышник, рябина, калина и т. д.). Кроме того, не имеют защитной окраски ядовитые растения и грибы (мухоморы, божьи коровки, некоторые гусеницы). Яркой окраской они как бы предупреждают, что их не следует трогать.

В наиболее сильном классе (особенно в школах с углублённым преподаванием английского языка) можно спросить: «В пьесе У. Шекспира «Гамлет» главный герой произносит следующий монолог: «Червь — истинный император по части пищи. Мы откармливаем всех прочих тварей, чтобы откормить себя, а себя откармливаем для червей... Человек может поймать рыбу на червя, который поел короля, и поесть рыбы, которая питалась этим червём». О каком законе природы вспомнил Гамлет?» Для справок. Гамлет вспомнил так называемый закон сохранения жизни, когда все живые существа включаются в те или иные цепи питания.

Закрепляется материал при выполнении задания 5 рабочей тетради.

Подводится итог урока с помощью ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтения вывода.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 94— 97, задания рубрики «Подумаем» и задания 2, 3, 6 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь выполнить задание 6 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]