Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
ЛЕС — ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ - Раздел «Мир как дом»
Задачи урока: дать понятие о природном сообществе, его зависимости от неживой природы; рассмотреть природное сообщество леса; дать представление о круговороте веществ в природном сообществе, об участии в круговороте веществ бактерий и грибов; воспитывать бережное отношение к сохранению экосистемы леса.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, находить в атласе-определителе лесные растения, животных и грибы своего края, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Основные термины: единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.
Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью песни «Наш край» («То берёзка, то рябина») Д. Кабалевского, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» и атлас-определитель «От земли до неба»; у учащихся — ножницы, клей.
Ход урока
В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» (с. 97 учебника) и по выводу, выслушивается выполнение заданий 2, 3, 6 рабочей тетради и задания рубрики «Обсудим».
Визитной карточкой данного урока может быть мелодия песни «Наш край» («То берёзка, то рябина») Д. Кабалевского. Переходом к теме может быть беседа по вопросам: «Кто из вас был в лесу? Какие деревья вы там видели? Какие кустарники? Какие деревья преобладают? Как называется такой лес? (Проконсультируйтесь у Умного Совёнка.) Нравится ли вам в лесу? Что именно нравится?»
Обобщая рассказы детей, учитель формулирует учебную задачу и даёт понятие о природном сообществе. Можно составить схему по материалу с. 99 учебника с помощью интерактивной доски.
Затем дети рассматривают иллюстрацию на с. 100—101 и под руководством учителя составляют цепочки питания (устно):
Учитель обращает внимание детей на то, что на иллюстрации нарушено соотношение размеров живых существ (для наглядности).
Затем учащиеся выполняют задание 2 рабочей тетради (вопрос об «этажах» леса лучше задать на дом в виде доклада).
Физкультминутка имитирует поведение человека в лесу (наклоны за грибами), приседания (за ягодами), потягивания (за лесными яблоками), взмахи руками (полёт птиц), подскоки (заяц).
Остальную часть урока нужно посвятить роли бактерий в образовании перегноя и круговороту веществ в природе. Дети выслушивают рассказ учителя и анализируют схему на с. 102. Закрепляется материал при выполнении задания 3 рабочей тетради.
Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и чтением вывода.
Работу с дополнительной литературой лучше задать на дом в виде групповых исследований. Чтобы задействовать максимальное количество детей, группы должны быть минимальными.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: для всех — теоретический материал, с. 98—99, 102, задания 1, 5 рабочей тетради.
Групповые доклады:
1-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 1;
2-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 2;
3-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 3;
4-я группа — «Обсудим»;
5-я группа — задание 6 рабочей тетради;
6-я группа — задание 7 рабочей тетради;
7-я группа — задание 2 рабочей тетради (об «этажах» леса).
Рекомендации для занятий в семье: обсудить с детьми рекомендованные для докладов рассказы, помочь составить доклады (желательна работа не только со своим ребёнком, но и со всей группой).