ЛУГ — ЦАРСТВО ЦВЕТОВ И НАСЕКОМЫХ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ЛУГ — ЦАРСТВО ЦВЕТОВ И НАСЕКОМЫХ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: рассмотреть природное сообщество луга, основные луговые растения, грибы и насекомых, выяснить их взаимосвязь; воспитывать бережное отношение к сохранению экосистемы луга.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, находить в атласе-определителе луговые растения, грибы и насекомых своего края, извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.

Основные термины: единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Оборудование: у учителя — магнитофон, кассета с записью народной песни «Вижу чудное приволье».

Ход урока

В начале урока выслушиваются доклады учащихся, затем повторяются основные понятия, изученные на прошлом уроке, по вопросам: «Какие растения растут в лесу? Что такое ярусность леса? Почему лес можно назвать единством живой и неживой природы? Что такое природное сообщество? Что такое почвенные бактерии и какую роль они играют в формировании почвы? Что такое круговорот веществ и как он осуществляется в лесу?»

Визитной карточкой урока является песня. Учитель формулирует учебную задачу: изучить природу луга.

На подготовительном этапе изучения темы повторяется материал рубрики «Вспомним».

Переходом к изучению темы урока может быть беседа, аналогичная той, которая проводилась при изучении леса. При этом надо иметь в виду, что современные дети гораздо реже бывают на лугу, чем в лесу. Исключение — лесные опушки и лужайки. Вопросы могут быть такие: «Чем отличается луг от леса? Что растёт на лугах? Есть ли на лугах ягодники? Какие цветы вы видели на лугу?»

В своём объяснении учитель, опираясь на иллюстрацию на с. 106—107 учебника, сообщает, что жизнь луга гораздо богаче, чем это может показаться. Дети находят, какие цветы растут на лугу, какие летают насекомые, какие водятся птицы, какие животные живут на лугу. Затем на «Страничках Умного Совёнка» дети находят информацию о насекомых-санитарах. Нужно обратить внимание детей на предпоследний абзац текста на с. 109 и спросить, почему о грибах говорится отдельно.

Для закрепления сведений составляются схемы, аналогичные тем, которые составлялись на предыдущем уроке, но вместо слова «растения» в схеме помещается слово «травы». Затем выполняется задание 3 рабочей тетради. Примерные схемы таковы:

травы ← мыши; цветы трав ← бабочки ← жабы; цветы трав ← бабочки ← ящерицы; цветы трав ← бабочки ← птицы; цветы трав ← пчёлы (шмели); травы (семена) ← птицы.

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

Затем проводится обсуждение рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне» (рубрика «Обсудим»).

Остальную часть урока нужно посвятить самостоятельному чтению и обсуждению статьи «О дружбе цветов и насекомых» (с. 108—109) по вопросам: «О каком учёном рассказывает учебник? Когда жил Конрад Шпренгель? Какое открытие сделал этот учёный? Зачем насекомые забираются в цветы?»

Работу с дополнительной литературой лучше задать на дом в виде докладов, как на предыдущем занятии.

Итоги урока подводятся с помощью ответов на вопросы рубрики «Проверим себя», вопроса 3 рубрики «Подумаем» и чтения вывода на с. 109.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: для всех — теоретический материал на с. 104—105.

Доклады:

1-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 1;

2-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 2;

3-я группа — «Откроем атлас-определитель», задание 3;

4-я группа — задание 6 рабочей тетради;

5-я группа — задание 7 рабочей тетради;

6-я группа — задание 8 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь подготовить доклады.






Для любых предложений по сайту: [email protected]