Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
ВОДОЁМ — ДОМ ИЗ ВОДЫ - Раздел «Мир как дом»
Задачи урока: рассмотреть водоём как единство живой и неживой природы, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей, обратить внимание детей на «многоэтажность» водоёма, на роль каждого живого существа водоёма в круговороте веществ; воспитывать бережное отношение к экосистеме водоёма.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать информацию из источников, делать и обсуждать доклады, находить в атласе-определителе растения и животных водоёма своего края.
Основные термины: единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (беззубки и перловица), круговорот веществ.
Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью первого куплета песни «Гляжу в озёра синие» из фильма «Тени исчезают в полдень», интерактивная доска.
Ход урока
В начале урока выслушиваются доклады групп о природных сообществах луга, проверяется усвоение теоретического материала по вопросам рубрики «Проверим себя».
Визитной карточкой темы данного урока является мелодия первого куплета песни «Гляжу в озёра синие».
На подготовительном этапе перед изучением темы необходимо повторить изученный в 1—2 классах материал о водоёмах, а также понятие о природных сообществах, значении солнечного света и воды для всего живого на Земле.
Объясняя материал о природных сообществах водоёма, значении солнечного света и воды для всего живого на земле, учитель должен постоянно опираться на ранее полученные знания детей, поэтому этап объяснения основного материала следует проводить в виде беседы.
В ходе беседы составляются схемы природного сообщества водоёма:
Так же составляется схема круговорота веществ:
Закрепляется материал в ходе анализа иллюстраций на с. 110—111. В ходе беседы надо обратить внимание детей на то, что на репродукции картины В. Д. Поленова и на фотографии изображены спускающиеся в водоём мостки; выяснить, каково их назначение, каковы прибрежные и водные растения и какая их роль для обитателей водоёма; выполняется задание 1 рабочей тетради.
Затем рассматривается иллюстрация на с. 112—113 и выполняются задания 2, 3 рабочей тетради.
Материал на с. 114 является достаточно новым для большинства детей, кроме тех, у кого дома имеются аквариумы. Поэтому следует продолжить его самостоятельное изучение с последующей беседой, главное в которой должно заключаться в осознании взаимосвязи всех обитателей, и сбережения этих взаимосвязей.
Итоги урока подводятся с помощью вопросов рубрики «Проверим себя» и чтения вывода на с. 115.
Работу с дополнительными источниками информации лучше задать на дом в виде докладов.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: теоретический материал учебника на с. 110—111, 114, задание 3 рабочей тетради.
Доклады:
1-я группа — задание 1 рубрики «Откроем атлас-определитель»;
2-я группа — задание 2 рубрики «Откроем атлас-определитель»;
3-я группа — рассказы рубрики «Обсудим»;
4-я группа — задание 1 рубрики «Подумаем»;
5-я группа — задание 2 рубрики «Подумаем»;
6-я группа — задание 4 рабочей тетради;
7-я группа — задание 8 рабочей тетради;
8-я группа — задание 9 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье: помочь детям подготовить доклады.